roouh (roouh) wrote,
roouh
roouh

Categories:

Иней

Что означает это слово?

Для начала восстановим корень:

заИНДЕветь - позволяет увидеть потерявшуюся букву "Д" в слове ИНЕЙ
ИНЕЙ = ИНДЕЙ


Родственные слова:

ИНДивидуальный
ИНОй
УНИкальный

ИН -  это носовое произношение гласной, отсюда вполне определяемо родство со словами:

УДИвительный
ИДЕя (греч. ИДЕЯ = русс. УДЕВил)


заИНДЕвевшие, покрывшиеся узорами окна - сказочные?

Тогда и сказочная страна ИНДИЯ - действительно ИНДАЯ "сказочная"


Считается, что Индия означает страна Инда (реки), а что значит Инд?
БСЭ даёт ответ - (санскр. Синдху; пушту Абба-Син, буквально — отец рек), соответственно ИНД - это "река"

там же смотрим Ганг - Ганга (санскр. ганга — река)

Как это так и ИНД и ГАНГ на санскрите "река"? Синонимы?

При этом в Алтайском крае есть три реки с названием Иня, одноимённая река есть в Хабаровском крае, в Якутии река Индигирка, в Германии река Инде.

Кроме того англ. end (др.-англ. ende) "конец, край", норвеж. ende "заканчивать", иссландск. enda "заканчивать", нем. Ende "конец".


Как могут быть связаны слова:

ИНой, УДивительный, Уникальный, END, ENDe ?

Оказывается могут. Если сопоставить эти слова со словом ИНициация (лат. initiatio — совершение таинств, посвящение).


Энциклопедия Мифы Народов Мира:

ИНИЦИАЦИЯ И МИФЫ Инициация (И.) (лат., initio «начинать, посвящать, вводить в культовые таинства», initiatio, «совершение таинств, мистерий»), переход индивида из одного статуса в другой, в частности включение в некоторый замкнутый круг лиц (в число полноправных членов племени, в мужской союз, эзотерический культ, круг жрецов, шаманов и т. п.), и обряд, оформляющий этот переход. Иногда - в узком смысле - переход в число взрослых, брачноспособных. Обряды И. также называются переходными или посвятительными обрядами. В отличие от многих других обрядов (см. Обряды и мифы) И. включает в себя миф, как составную часть: во время обряда неофиту сообщаются мифы племени, которые может знать только взрослый или специально посвящённый. С другой стороны, многие мифы имеют явные черты сходства с обрядом И., его структурой и символикой, строятся по той же модели, что и обряды И. Особенность структуры этих обрядов - их трёхчастность: все они состоят из выделения индивида из общества (т. к. переход должен происходить за пределами устоявшегося мира), пограничного периода (длящегося от нескольких дней до нескольких лет) и возвращения, ре-инкорпорации в новом статусе или в новой подгруппе общества. При этом И. осмысляется как смерть и новое рождение, что связано с представлением о том, что, переходя в новый статус, индивид как бы уничтожается в своём старом качестве; налицо также мифологическая интерпретация пространства: выход за пределы замкнутой территории, освоенной общиной, приравнивается к смерти. Отсюда важнейшая в героических мифах и волшебных сказках, воспроизводящая ритуальную схему И. часть сюжета - испытания, которым герой подвергается в царстве мёртвых или на небе.


Инициация - это и конец и таинство, отсюда и родство вышеназванных слов. Сказочные, расписанные узорами, заиндевевшие окна - "таинственные, изменённые, особенные".

Сравните:

Т-А-И-Н-сТ- -В-О
З-А-И-Н-Д-Е-В-Е-Т-ь
- - --И-Н-Д-Е-В-И-Д
- - --У- - -Д-Е-В-И-Т-ельный


Таким образом, слова с пра-корнем ИНДЕ (ИДЕ) могут обозначать "конец", "начало", "переход", "изменение", "особенность", "таинственность", и конечно же большое количество вторичных смыслов, как, например,  ИНДЕветь - с первичным смыслом" изменяться, делаться особенным", а вторичный смысл, по понятным причинам, может быть "делаться белым".

Смыслы "переход", "изменение", "превращение" вполне могли найти отражение в названиях рек ("перетекать", "переход",  "переправа").



Энциклопедия Мифы Народов Мира:

РЕКА Важный мифологический символ, элемент сакральной топографии. В ряде мифологий, прежде всего шаманского типа, в качестве некоего «стержня» вселенной, мирового пути, пронизывающего верхний, средний и нижний миры, выступает т. н. космическая (или мировая) Р. Она обычно является и родовой (или шаманской) Р. Иногда её составной частью бывает символически переосмысленная реальная главная Р. данного региона. Другим вариантом образа космической Р., вероятно, является находящееся в центре вселенной большое море или озеро, из которого вытекают главные Р. (иногда они текут из центра, отмеченного древом мировым) или одна Р. Ещё одно отражение образа Р. как космических вод можно видеть в мифопоэтических представлениях о происхождении Р. из первозданного океана мирового: его вездесущность объясняет помещение Р. по краям земли, на небе, в преисподней.<...> Вместе с тем образ «подземного Нила» был тесно связан со смертью, с душами умерших и судом над ними в загробном мире (опять-таки важна его ассоциация с Осирисом - верховным судьёй мёртвых). Аналогичную роль играют Р. нижнего мира во многих других традициях. Примерами могут служить чёрная Р. смерти подземного царства Туони в «Калевале» или подробная гидрография греческого аида - Р. забвения Лета; Р., окружающая подземное царство; Стикс; Кокит; Пирифлегетон; Ахеронт. С этими Р. связан мотив переправы душ мёртвых, в которой участвуют Гермес Психопомп и Харон. И в этом случае топографические объекты нижнего мира обнаруживают связь с посмертным судом. <...> Следы космической, мироустрояющей роли Р. отражаются и в создании особого пласта имён - сакральной гидронимии, предполагающей, с одной стороны, сакрализацию реально существующих Р., и, с другой стороны, соотнесение этих реальных Р. с их небесным мифологическим прообразом - космической Р. Все крупные Р. каждого ареала: Хуанхэ, Янцзы, Меконг, Ганг, Инд, Тигр, Евфрат, Волга, Днепр, Обь, Амур, Конго, Замбези, Миссисипи, Амазонка и т. п. - могут быть сакрализованными или, во всяком случае, входящими в мифологические мотивы. В «Ригведе» прославляется Синдху (Инд) как Р., текущая впереди всех струящихся вод и превосходящая их по силе; Синдху богата конями, колесницами, одеждами, золотом, шерстью. Восхваляются и притоки Синдху, и другие крупные реки Индии - Ганга, Ямуна, Сарасвати, Парушни, Шутудри и др. Главной рекой ведийской сакрализованной географии является Сарасвати. Сарасвати хорошо известна в персонифицированном виде: она не только богиня Р., но и нередко отождествляется с Вач, персонифицированной Речью. Связь Р. с речью принадлежит к числу архетипических образов. В основе идентификации не только акустический эффект шумно текущей воды, но и образ самого потока Р. и речи, последовательного перетекания - развития, от начала до конца, до состояния смысловой на-полненности.<...> имя древнеиндийского чудовища Вритры означает «затор», «запруда», «преграда». Индра «убил дракона, он просверлил отверстия для рек, он рассек чресла гор», и теперь «как мычащие коровы, спеша, прямо к морю сбегают воды» (РВ I 32, 1-2). Имя матери Вритры Дану означает поток, воду; этот же корень используется в названиях ряда мифологизированных Р. иранского происхождения - Дон, Днепр, Дунай и т. п. Сходные мотивы поражения чудовища, удерживающего воды, и его матери - Р. известны во многих традициях, но бывает, что главная функция змея - охранять Р. (кстати, иногда змея превращается в Р., чем и объясняется извилистость её течения). Многочисленны предания и легенды, относящиеся к Днепру <...>. В них сочетается, по крайней мере, два слоя: миф о небесном происхождении Днепра и его порогов и одна из версий основного мифа, согласно которой божий коваль гнал запряжённого в плуг змея вплоть до Чёрного моря [отсюда - т. н. Змиевы валы (сам корень слова «вал» неотделим от имени противника громовержца - Волос/Велес, др.-инд. Вала, Вритра и т. п.)], не давая ему напиться воды из Днепра: разрешение на это было дано змею лишь по достижении Чёрного моря. Существует огромный фольклорный материал, мотивирующий происхождение Р. Образ Р. играет значительную роль в сказочных мотивах (ср. в русских сказках такие мотивы, как Р.-оборотень, огненная Р., за которой живёт змей, Р. и баба-яга, молочная Р. с кисельными берегами, Р. из пива, мёда, вина и водки и т. п., ср. также важный мотив купания героя или девиц царевен и т. п. в Р. или озере). Роль Р. как места совершения ритуалов в значительной степени объясняется пограничной функцией Р.: она рубеж между этим и тем, нижним миром, между своим пространством и чужим. Символические значения Р. - препятствие, опасность, потоп, наводнение; ужас, вход в подземное царство; речь, сила прорицания (в древней Англии Р., в частности, почитались и за их пророческие свойства). Мотив вступления в Р. означает начало важного дела, подвиг; переправа через Р. - завершение подвига, обретение нового статуса, новой жизни.


заТОН, ТОНуть, плоТИНа, ДОН, ДНепр, ДНо, а с обратным корнем будет иНД.
Tags: истоки речи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments