roouh (roouh) wrote,
roouh
roouh

Category:

Падение Дьяуса, как наказание за кражу в пользу людей



Сатана из поэмы Джона Мильтона «Потерянный Рай». Иллюстрация Гюстава Доре.


Падший ангел - ангел, проклятый Богом за непослушание. В христианской религии первым и наиболее известным падшим ангелом является Сатана.


Падшие ангелы - согласно представлениям христиан и иудеев, это ангелы, которые, как и все остальные, изначально были созданы Богом добрыми и светлыми и призваны были бесконечно приближаться к Богу, то есть возрастать в добре, но отпали от Господа, образовав свое царство — ад, когда Сатана (Денница) поднял мятеж.

"И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним". (Отк.12:7-9)

Наказание Дьяуса

Так наряду с 11 рудрами, 12 адитьями, Дьяусом и Притхиви появились восемь Васу — дружных, близких Земле братьев богов. Как-то они вместе с женами бродили по лесу, богатому сладкими кореньями, плодами и водой, услаждаясь на восхитительных холмах и в рощах. И там супруга Дьяуса увидела прекраснейшую корову с полным выменем, с пушистым хвостом и красивой мордой и показала ее своему супругу.
        — Я давно наблюдаю за эти.м превосходнейшим из животных, — сказал Дьяус. Это дочь Дакши, а пасет ее отшельник Васиштха. Видишь, он сидит на опушке и насыщается. Эту еду ему дает корова, выполняющая любое желание. Тот из смертных, кто вкусит ее молока, будет жить десять тысяч лет, сохраняя юность.
        — О мой супруг! — воскликнула Притхиви. — У меня есть в земном мире подруга Джанавати, совершенная по красоте. Ради нее приведи мне эту корову, ибо я хочу, чтобы Джанавати радовала мой взор десять тысяч лет.
        Услышав это, Дьяус, желая сделать супруге приятное, похитил волшебную корову с помощью своих братьев. Васиштха же, завершив трапезу, отправился к корове, но не нашел ее. Обладая всеведением, он понял, что животное похитили Васу по наущению Дьяуса. И он проклял их. Семь Васу как пособники были обречены жить среди людей год, Дьяус же обречен жить в земном мире многие столетия.
(«Мифы древности: Индия. Научно-художественная энциклопедия.» Немировский А.И., М:., Лабиринт, 2001.)

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. (Быт.3:22).

Дождь, испускаемый Дьяусом на землю, называемый иногда жиром или мёдом,- это семя Дьяуса, из которого рождается всё новое, в частности боги.

Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола. И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени. И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. (Отк. 12:13-15)

О существовании трактовок образа Жены как указания на Богородицу сообщает уже в VI веке Андрей Кесарийский, хотя следом он опровергает такое толкование. Основным указанием на Богородицу богословы видят рождение Женою «младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы»  (Отк.12:5), который понимается, в связи с почти буквальным совпадением со стихом мессианского 2 псалма (Пс.2:9), как Христос.

В качестве божества плодородия Земля также иногда представляется женой неба, но может иметь мужем солнце или какого-либо другого бога. Иногда указанные функции совмещены в образе одной богини, обычно выступающей в роли женского производящего начала вселенной - богини-матери. Таковы малоазийская Кибела, Тепев древних майя, др.-слав. Мать сыра земля, культ которой впоследствии слился с культом богородицы, и др.

Культурный герой (англ. Cuiture hero, франц. Héros civilisateurs, нем. Heilbringer), мифический персонаж, который добывает или впервые создаёт для людей различные предметы культуры (огонь, культурные растения, орудия труда), учит их охотничьим приёмам, ремёслам, искусствам, вводит определённую социальную организацию, брачные правила, магические предписания, ритуалы и праздники... В древних версиях мифов, отражающих специфику присваивающего хозяйства, Культурный герой добывает готовые блага культуры, а порой и элементы природы путём простой находки или похищения у первоначального хранителя (у старухи-прародительницы, у хозяйки царства мёртвых, у небесных богов, у духов-хозяев). Типичный пример - похищение огня: тотемными предками у австралийцев, полинезийским Мауи, индейским Вороном, древнегреческим Прометеем и др... Культурный герой часто является одним из братьев, причём братьев может быть много, но из их числа выделяются двое - братья-близнецы (см. Близнечные мифы), обычно соперничающие и враждующие между собой...

"И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним". (Отк.12:7-9)


Два змея - аНГелы (или НаГи?) МиХаиЛ и МоЛоХ, обвивающих Мировое Древо на картине Микеланджело Буонаротти (сочти число хвостов):



Фрагмент росписи плафона (потолка) Сикстинской капеллы в Ватикане, выполненной по заказу папы Юлия II. Сцены грехопадения и изгнания из Рая художник связал в единую композицию: слева Ева принимает от Змея запретный плод, справа Архангел Михаил с огненным мечом в руках изгоняет из Рая растерянную и испуганную чету.

Malak - в мусульманской мифологии ангелы.

Близнечная символика связанная с Мировым Древом:

Мировое дерево (Ассирия).

Мировое дерево (Древний Египет).

Два варианта изображения мирового дерева (средневековый Китай).

Нанайский вариант схемы мирового древа: три дерева, над которыми висят девять
духов у развилки центрального дерева — солнце, у ствола — две человеческие фигуры,
сзади них — жертвенный стол, к стволу привязаны лошади. «Нюрха(н)». Изображение на куске ткани. 

Древо жизни и познания. В середине ствола — лотосовидное солнечное колесо — источник и хранитель всего живого.
Бронза. Индия, 1336—1646. Канзас-Сити, Галерея Нельсона — музей Аткинса.

Царь Ашшурнасирпал II и крылатый бог, поклоняющиеся священному дереву.
Гипсовый рельеф из Нимруда (Ассирия). 9 в. до н. э. Лондон, Британский музей. 

Посредине — Инанна и куст с цветами, по бокам — два козла, ещё дальше — знаки-символы Инанны.
Печать должностного лица храма Инанны. Урук (Месопотамия). 4—3 тыс. до н.э. Берлин, Государственные музеи.

Два всадника, встречающихся у дерева, которое символизирует центр мира.
Керамическое блюдо. Персия. Нач. 15 в. Оксфорд, музей Ашмола.

Древо центра мироздания и два кентавра, символизирующих, так же как и само дерево, соединение неба и земли.
Деталь мозаики арабских мастеров во дворце короля Рожера II в Палермо. 1160 – 70.

Древо жизни с быками по сторонам. Роспись на ассиро-касситском бронзовом сосуде.
13 – 10 вв. до н. э. Лондон, Британский музей.


Древнейший рисунок, изображающий прототипы архангела Михаила и Сатаны (Молоха):



Наскальная живопись из Вал Камоника (Италия); ок. 10 000 до н. э.

По утверждению сторонников гипотезы палеоконтакта — примитивный рисунок, запечатлевший представителей внеземной цивилизации ("астронавты в скафандрах"). По традиционным научным представлениям — ритуальное изображение богов или мифических существ.

"Шлемы" на головах "космонавтов" - это, по всей видимости, тоже, что и "шлем" на голове архангела Михаила:



Сатана и Архангел Михаил взвешивают души




Архангел Михаил, взвешивающий души. Алтарный образ из церкви

Т.е. "шлемы" - это сияющие "нимбы", что в связи с близнечной символикой, можно толковать как изображения сияния Солнца (божественные близнецы часто сопоставляются с летним и зимним Солнцем). Показательно, что "шлемы" на головах "астронавтов" - с лучами. Замечательно также и то, что "астронавты", изображённые неизвестным художником 12 тыс. лет назад, держат в руках предметы похожие на весы.

Дьяус (др.-инд. Dyâus, собств. «сияющее, дневное небо», «день»), в древнеиндийской мифологии бог неба, персонифицированное небо... Образы отца-неба и матери-земли, порождающих всё во вселенной, имея многочисленные типологические параллели повсюду, в этом виде сложились в общеиндоевропейский период; имя Дьяуса-отца Dyaus pitar- находит точные соответствия в др.-греч. Ζεύς πατήρ лат. Jup(p)iter, Diespiter, умбрск. Iupater.

В архаических мифологиях представления о первопредках - демиургах - Культурных героях, переплетены между собой, вернее, синкретически не расчленимы. Причём базисным началом в этом соединении является первопредок - родовой, фратриальный, племенной.

Дьявол с мифологической точки зрения является культурным героем, т.к. совершает, как и полагается культурному герою, передачу людям знаний (знание добра и зла), и делает это посредством передачи им табуированного (запрещённого Богом) предмета (плодов с Древа познания добра и зла). Истоки же резко отрицательных оценок сущности Дьявола тесно связаны с осмыслением кражи как греха, и по всей видимости, их следует искать в иранском влиянии на христианство.

Дэвы, дайва (авест.), дивы (фарси), в иранской мифологии злые духи, противостоящие благим духам - ахурам. Представления о Дэвах восходят к эпохе индо-иранской и индоевропейской общности; в древнеиндийской мифологии дева - божества (как и родственные им персонажи других индоевропейских традиций - см. Индоевропейская мифология), а асуры - демоны. Дэвы, против которых направлена «антидэвовская надпись» Ксеркса, иранского царя 5 в. до н. э., почитались, по-видимому, в одной из областей Ирана как боги: Ксеркс уничтожил их святилище и насадил культ Аурамазды (Ахурамазды). «Видевдат» (среднеиран. «Кодекс против Дэвов») - свод законов и религиозных предписаний против Дэвов. Они - порождение «злой мысли, лжи» (Друга, «Ясна» 32, 3), они служат Ангро-Майнью (Ахриману).
В иранской мифологии злые духи - Дэвы соотнесены с ложью и злой мыслью, а поклонение Дэвам считается грехом, что предполагает распространённое существование такого поклонения в то время. Грехом также считается кража и покровительство вору. Следовательно кража в пользу людей, совершённая Дьяусом или Дьяволом с позиций маздаизма (как и христианства) - также грех.




Tags: архетипы, змеёныши, мифология, символы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment