roouh (roouh) wrote,
roouh
roouh

Баба-Яга

Энциклопедия Мифы Народов Мира:

БАБА-ЯГА (польск. jedza, чеш. jezinka, «лесная баба», ср. старосерб. jeza, «болезнь», «кошмар» и т. п.), в славянской мифологии лесная старуха-волшебница. Согласно сказкам восточных и западных славян, Б.-я. живёт в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы - из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова - человеческая нога, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. В печи Б.-я. старается изжарить похищенных детей. Она - антагонист героя сказки: прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень и т. п. Кроме образов Б.-я. воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У Б.-я. одна нога - костяная, она слепа (или у неё болят глаза), она - старуха с огромными грудями. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых. Вместе с тем такие атрибуты Б.-я., как лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с обрядовой интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде посвящения подростков (см. Инициация и мифы). Персонажи, сходные с Б.-я., известны в германской, греческой и других мифологиях.


ГЛАЗ - ...Многие боги обладают столь устрашающим взором, что его не выдерживают смертные. В мифе североамериканского индейского племени оджибве одно из шести сверхъестественных существ, вышедших из моря, чтобы смешаться с людьми, было с повязкой на глазах. Когда это существо сняло повязку, то человек, на которого упал его взгляд, тут же умер, словно поражённый молнией. В мифе индейского племени комоксов женщина - дочь Орла ушла от мужа. Когда он стал её преследовать, она обернулась назад и испепелила мужа своим смертоносным взглядом (ср. также взгляд горгон в греческой мифологии). Эти образы, связываемые с хищными птицами, сопоставимы с образом бабы-яги - хозяйки мира мёртвых (её зооморфный образ - птица). Баба-яга слепа, и благодаря этому живые могут избежать смерти при встрече с ней...


КАННИБАЛИЗМ - ... В древних мифологиях он присущ верховным божествам (ср. культ Зевса Ликейского с человеческими жертвоприношениями и последующей трапезой как бы от имени бога или вместе с самим богом, Paus. VIII 38, 7; человеческие жертвы Дионису, древнекельтские, полинезийские культы и многие другие); по мере распространения запрета на К. его всё больше относят к низшему миру чудовищ-людоедов, великанов, ведьм и т. п. Среди подобных существ - славянская баба-яга, античные стриги, чудовище-вампир с железным ногтем на ладони у африканского племени покомо в Кении или же длиннозубое чудовище с глазами на подошвах у готтентотов; чудовищем-людоедом нередко представляется сама смерть африканского племени не, Берег Слоновой Кости)...При наложении этих каннибалистических обрядовых мотивов на миф о великой матери-прародительнице возникают образы, подобные бабе-яге или злой старухе-людоедке Мутинге у австралийского племени муринбата.

МЫШЬ - ...С М. связаны и такие женские персонажи, как баба-яга, Холле, Мокошь, Параскева Пятница болгар со святой Петкой соотносился мышиный праздник - «мишин день»).

СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ - ...
Упоминание в словенской сказке колдуньи Мокошки свидетельствует о том, что некогда Мокошь была известна и южным славянам.


ПЯТНИЦА - ...
Соединение женского мифического персонажа с водой и пряжей отражено в общеславянском мотиве: в восточнославянском варианте баба-яга задаёт героине работу - прясть, а та убегает от неё, причём путь погоне преграждает река;


МОКОШЬ в восточнославянской мифологии богиня. М.- единственное женское божество древнерусского пантеона. При перечислении кумиров богов Киевской Руси в «Повести временных лет» М. замыкает список, начинающийся с Перуна. Обособленное место занимает она и в последующих списках языческих богов, хотя в них М., при сохранении её противопоставления мужским богам, может быть выдвинута на первое место. Память о М. на Украине сохранялась до сер. 19 в. По данным северорусской этнографии, М. представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая по ночам в избе: поверья запрещают оставлять кудель, а «то Мокоша опрядёт». Непосредственным продолжением образа М. после принятия православия стала Параскева Пятница. Пятницу в украинских ритуалах 19 в. представляла женщина с распущенными волосами, которую водили по деревням. Пятнице приносили жертву, бросая в колодец пряжу, кудель; название этого обряда - «мокрида», как и имя М., связано с корнем «мокрый», «мокнуть» (вместе с тем возможна и связь с *mokos, «прядение»). Ср. также русскую Среду, Середу - женский мифологический персонаж, связанный, как и Пятница, с нечетом, женским (враждебным) началом: считалось, что Среда помогала ткать и белить холсты, наказывала тех, кто работал в среду. На общеславянский характер М. указывает словенская сказка о колдунье Mokoška, зап.-слав. топонимы типа Mokošin vrch («Мокошин верх», ср. положение кумира М. на вершине холма), полабского Mukus, Mukeš, старолужицк. Mococize и др. Типологически М. близка греческим мойрам, германским норнам, прядущим нити судьбы, хеттским богиням подземного мира - пряхам, иран. Ардвисуре Анахите и т. п. и продолжает древний образ женского божества - жены (или женского соответствия) громовержца в славянской мифологии.



И Баба-Яка и Мокошь связаны с прядением (Баба-Яга даёт герою клубок с нитью путеводной для схождения в подземный мир ср. Мокошь прядущую нити судьбы). Связаны со стихией воды (в тексте выше), а также можно добавить то, что у Бабы-Яги "избушка на курьих ножках". Не на "куриных" , а на "курьих".


КУРЬЯ - "продолговатый речной залив", вост.-русск., олонецк. (Кулик.), "заболоченный рукав реки", с.-в.-р., "старое русло реки", сиб., др.-русск. курья "залив, заводь", Новгор. грам. ХIV–ХV вв.; см. Срезн. I, 1378 и сл. Обычно объясняют как заимств. из коми kurjа "залив" и сближают с фин. kuru "борозда"; см. Калима, FUF 12, 158; 18, 29; 28, 112; РФВ 65, 180; однако Вихм. – Уотила (128) рассматривают слово коми как заимств. из русск. Никольский (ФЗ, 1891, No 4–5, стр. 7) относит сюда же выражение избу́шка на ку́рьих но́жках.
(М. Фасмер).


Баба-Яга живёт на болоте (курье), курьей ниже (от низина). От курьей нижи и происходит курья нога.


Обе имеют скорей негативный образ, что связано с земной, подземной их сутью:

МОКОША - "домовой в образе женщины с большой головой и длинными руками", череповецк. (ЖСт., 1898, вып. 3–4, стр. 393; Этногр. Обозр. 88, 283, Герасим.), сюда же др.-русск. Мокошь – языческое божество (Пов. врем. лет, Паис. сборн.; см. Срезн. II, 164), чеш. местн. н. Моkоšín (Махек. RЕS 23, 55 и сл.), др.-русск. имя собств. Мокошь (м.) в Псковск. писцовой книге 1585 г. (неоднократно; см. Соболевский, "Slavia", 7, стр. 176). Вероятно, ее следует понимать как богиню плодородия. От мо́крый. (М. Фасмер).


МАКЕШ, мокош - недоброе русское (мордовское?), языческое божество, о котором память осталась в пословице: Бог не макеш, чем-нибудь да потешит (В.И. Даль).



Образ Бабы-Яги тесно переплетается с образом Мокоши (Макоши), и также, как Макошь считается прародительницей славян, Яга - зовётся бабой - это слово также обозначает прародительницу (см. Матрёшка). Можно однозначно утверждать, что Баба-Яга - это Макошь, и по всей видимости обе они представляют различные персонификации главной славянской прародительницы - Матери-Сырой-Земли, имеющей самое непосредственное отношение к воде и к земле, и противопоставленной светлому, и дарующему тепло Небу.
Tags: история, мифология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments