roouh (roouh) wrote,
roouh
roouh

Categories:

Скрытый порядок славянской Азбуки (начало)

В русском алфавите 33 буквы, при этом известно, что число 3 несёт мифологический смысл:
 
"Первым числом в целом ряде традиций (в том числе и в древнекитайской) считается 3; оно открывает числовой ряд и квалифицируется как совершенное число. 3 — не только образ абсолютного совершенства, превосходства (ср. роль числа 3 как суперлатива: трисвятый, треклятый и т. п.), но и основная константа мифопоэтического макрокосма и социальной организации (включая и нормы стандартного поведения). Ср. 3 сферы вселенной, 3 высшие ценности, божественные троицы (или трёхипостасные, трёхглавые божества типа славянского Триглава, древнеиндийского Тримурти; ср. также имена мифологических персонажей с внутренней формой «три»: Трита, Трайтаона, Тритон, Триптолем, Тритогенея и т. п.), три героя сказки, три члена социальной структуры и три социальные функции, троичный принцип композиции в произведениях искусства (ср. форму трилогии, триптиха или терцин, игру триадами, как, например, в «Грифе о числе три» Авсония или в «Триадах острова Британия», древневаллийском тексте, связанном с темой «Тристана и Изольды», вплоть до трилистников «Кипарисового ларца» у Инн. Анненского; ср. «триадоманию» Данте) и т. п".
Энциклопедия "Мифы народов мира". Числа

Число 3 как "полнота, абсолют", в числе 33 представляется уже абсолютной полнотой:

  • 33 года  — «возраст Христа» — возраст, в котором, по Библии, был распят Иисус Христос.
  • Над православными храмами не более тридцати трёх куполов.
  • 33 коровы — детская песня.
  • «Девочка с голубыми волосами, Или Тридцать три подзатыльника» называлось представление, билет на которое приобрёл Буратино за деньги, вырученные с продажи своей азбуки в сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
  • В индуизме: Веды насчитывают 33 основных полубогов.
  • 33 богатыря — в сказках Пушкина Руслан и Людмила и Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди.
  • Число 33 встречается в русском языке во многих фразеологизмах — «33 удовольствия», «33 богатыря», «33 несчастья»…
  • В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина «Жил старик со своею старухой. У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке. Ровно тридцать лет и три года».
  • 33-й градус — высшее «звание» у масонов.
Википедия. 33 (число)

Вполне возможно, что количество букв в русском алфавите сознательно было сведено до 33. Об этом, в частности, говорит наличие в конце алфавита букв Э (ст. слав. Ѥ с фонетич. значением [йэ]), Ю, Я, т.е. йотированные. Фактически они передают двойной звук, и поэтому могут быть записаны в виде диграмм (напр. серб. пиjan "пьяный", буjан "буйный"). Буквы выглядят, как бы добавленными к некогда существовавшему алфавиту. Тоже относится и к старославянской азбуке, в которой носовые гласные (юсы) и буквы имеющие явно греческое происхождение (кси, пси, фита), находятся в конце алфавита. Причём если последние очевидно связаны с Византийским влиянием, то гласные с носовым выговором, по всей видимости, появляются в азбуке тогда, когда носовое произношение было частично или полностью уже утрачено, но ряд архаичных слов, ещё сохранял такое произношение (например, ст.-слав. пѩть "пять",  ср.  символизм числа пять в выражении "пятая нога" и пентюх "неуклюжий", греч. пента "пять"; др.-русск. стѧгъ, русс. стяг с носовым вариантом на том же корне - стенка, стена и др.-шв. stang "древко, шест").

33 буквы русского алфавита, как образ "абсолютной полноты", усиливается, помимо всего прочего тем, что алфавит начинается с буквы "А" (азъ "Я"), и заканчивается буквой "Я", подчёркивая его цикличность  и бесконечность (... Э, Ю, Я, Б, В, Г, ...), с фокусом на человеке ("Я"), символически исходит из него, охватывает всю Вселенную (давая всему названия), и возвращается обратно. Отметим также фонетическую зеркальность "А" (азъ"я" соответствует англ. I [aj]) и "Я" [ja].

Уже одного этого достаточно, чтобы оценить степень различий между отношением к алфавитам в древности и сегодняшним, чисто утилитарным отношением, но это далеко не всё, из того, что делает наш родной алфавит поистине божественным изобретением.
 

Последовательности букв в алфавитах практически неизменна ещё со времён финикийской письменности (как, например А, Б или Л, М, Н, или Р, С, Т). Почему же люди, создавая новые алфавиты, старались придерживаться единожды созданных последовательностей? - Вероятно в этом был какой-то ныне утраченный смысл.

Посмотрим внимательно на наш алфавит. Можно заметить, что согласные чётко сгруппированы по фонетическим особенностям:

  1. А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И,  - только звонкие согласные ;
  2. Й, К, Л, М, Н - сонорные согласные (все кроме К);
  3. О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я - преимущественно глухие согласные (все кроме Р). 
Одна из первых славянских азбук, уже упорядочена фонетически:



Азбука кириллицы: новгородская берестяная грамота № 591 (10251050 гг.) и её прорисовка

Вы нигде больше не найдёте столь упорядоченных фонетически алфавитов, как славянские.  В греческом, латинском - нет этого порядка. А ведь в 11 веке, как считают русофы учёные, и не менее русофобски настроенные некоторые представители РПЦ, славяне буквально только из дикой природы были вызволены цивилизованными греками и византийцами. Получается, что дикари-славяне, были сплошь филологами, и могли дифференцировать звонкие, глухие, и даже сонорные согласные. Чудеса, да и только.

Обратите также внимание на то, что азбука на картинке, заканчивается буквой Ѧ "юс малый", первоначальное фонетическое значение которого (и только в древнейших памятниках) - йотированный [jɛ̃], постепенно звуковое содержание малого юса изменилось, превратившись в [ja] после согласных и [ja] после гласных и в начале слова, то есть совпало со значением буквы «йотированное А». В русском языке на его месте обычно употребляется Я. В глаголице знаком ять обозначается буква "ять" (Ѣ - в кириллице). Т.е. мы опять видим, ту же идею - начало и конец азбуки совпадают (А-Я, Азъ - Ясъ, Азъ - Ять). Сравните также написание буквы "А" и буквы "Ѧ".

Вернёмся к нашим группам:

  1. А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И;
  2. Й, К, Л, М, Н;
  3. О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я.
Необходимо заметить, что произношение буквы "В" в украинском и белорусском языках, переходит в полугласный или даже в гласный звук [у], делая её тем самым сонорной (аналогично англ. "W", которой она и соответствует), и это явно более архаичное её произношение.

В глаголице, на месте кириллической "К", стоит буква "гервь" - также сонорная по произношению (произносится, как буква "Г" в словах "ага", "господи", "бог"), а сама "К" ("како") сдвинута. Очевидно, что "гервь" и "како" - это разное произношение одной и той же буквы (см.  аналогичную картину с буквами "Г" и "Ґ" в украинском алфавите). Причём, если сделать графический анализ, то можно увидеть, что общий элемент в буквах "k", "ћ", соответствует фрикативной (т.е. "почти" сонорной) англ. букве "h". Любая же буква с дополнительными элементами (лигатура), скорей всего вторична (Ю из i+Оу; Ё из Е; Щ из Ш; Я из А; Ы из Оу+i).

Какова доподлинная история буквы "К", и как она произносилась изначально, сейчас точно установить не представляется возможным, но учитывая, что в латинском алфавите и у этрусков, за звук [к] отвечала буква "C" ("цэ"), а в русском языке мы сплошь и рядом наблюдаем чередования [к], [ц] и [ч] (кокнуть-коцать, река-ручей, рык-рычать), вполне возможно, что на изначально сонорную букву, был перенесен вариант произношения другой буквы, а сама буква обновлена путём добавление вспомогательного элемента в её изображение. Ещё одним косвенным доказательством "сонорных" истоков буквы "К" (како - "как"), служит опять таки сонорное произношение польск. jak, jako "как", ст.-слав. як, яко "как", блр. як "как", англ. how "как".  Таким образом, наиболее вероятным произношением буквы, место которой сейчас занимает "К", является фрикативное или сонорное произношение [h], как у буквы "гервь" или англ. "H".

А у нас получается замечательный крест, который связывает нашу трехуровневую последовательность:

  1. А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И;
  2. Й, К, Л, М, Н;
  3. О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я.
Три уровня; крест; в верхней части звонкие ("живые") согласные, в нижней части глухие ("мёртвые"). Вам это ничего не напоминает?

- конечно же, это - Древо Мировое, абсолютно правильное с символической точки зрения.  И с этой точки зрения, нет ничего удивительного в том, что фонетически родственные буквы из верхнего и нижнего "миров", образовали пары (выделены цветом), и таким образом - связаны:

  1. А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И;
  2. Й, К, Л, М, Н;
  3. О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я.
Кроме явных фонетических пар ("Б-П", например), есть пары, связь которых необходимо прояснить.

Пара "Ё-Ф":

В той позиции, где находится недавно появившаяся в нашей азбуке буква "Ё",  в латинском алфавите находится буква "F", которая также появляется относительно недавно, и произношение которой является развитием произношения буквы "W" (соотв. русс. "В"). Таким образом, позиция буквы "Ф" оказывается не случайной, а соответствует позиции в верхнем ряду латинской "F".

Пара "З-Ц":

В других славянских языках в целом чтение буквы "З" аналогичное; основные отличия могут состоять в меньшей распространённости оглушения [з] в [с] и в чтении сочетания дз не в два звука, а как единое целое — в виде звонкой аффрикаты, парной к глухой "Ц"
.

В старославянской азбуке с буквой "З" [з] соседствует "S" [дз'] ("зело", македонское название "дзе"), что опять таки наводит на мысль о появлении одной из этих букв с целью разделить различные произношения одной и той же, изначально, буквы.

Т.о. совпадение позиций буквы "З" (или "S") с произношением [дз] и буквы "Ц" [тс] оказывается не случайным.

Пара "Ж-Х":

Буква "Ж" графически подобна букве "Х", и в чтении близка звонкому варианту [х] - букве "гервь" [ћ], это хорошо заметно в словах "бог" [боh] и "боже", кроме того, имеются версии, возводящие кириллическое начертание к монограмме имени Иисуса Христа (I + Х), ср. также англ. Jesus "Иисус" [джизас], где буква "J" "джей" произносится, как один из  возможных вариантов произношения буквы "Ж", [дж] т.е. пара "Ж-Х" в этом случае связана не только фонетически, но и именем Иисуса Христа ("Ж"изас-"Х"рист).  Обратим также внимание, на то, что позиции букв "Ж" в русском алфавите, и "J" в латинском - совпадают.

Пара "Г-С":

В латинском алфавите, там где у нас находится буква "Г", расположена буква "С" (це, англ. си), т.о. позиция русс. буквы "С" из нижнего ряда, соответствует лат. "C" в верхнем ряду.  В гражданском шрифте буква "С" с самого начала была графически оформлена идентично латинской "C".

Латинская "C" на письме могла заменять три звука [g], [ts] и [k], аналогичная картина была в этрусской письменности. Вполне возможно, что и русс. буква "С" изначально имела разные варианты чтения. Таким образом букве "Г" со значением [дж], как у англ. "G" (джи),  может соответствовать "С" со значением [ц = тс], или же букве "Г" [г], точно соответствует "С" со значением [к].  И последнее наиболее вероятно, т.к. в этом случае остаётся неизменным произношение буквы "Г". Первый вариант выглядит маловероятным ещё и по причине, того, что в этом случае пара "Г" [дж] - "С" [тс], по сути, дублирует пару "З" [дз] - "Ц" [тс], а сама буква "Г" [дж] аналогична букве "Ж" [дж]. Итак, наиболее вероятным видится вариант с традиционным чтением буквы "Г" , как [г], и чтением буквы "С", как нечто среднее между [к] и [ц] (язык всей поверхностью касается нёба, а не точечно). Собственно, здесь обнаруживается ответ на вопрос, с какой буквы могло быть перенесено фонетическое значение сегодняшней буквы "К". Звук же [с], изначально мог передаваться буквой "Ц" (или её прототипом), что прослеживается, например в словах "цвет" и "свет", "косить" и "коцать".

Состав первоначальной кириллической азбуки нам неизвестен; «классическая» старославянская кириллица из 43 букв, вероятно, частью содержит более поздние буквы (ы, оу, йотированные). Кириллица целиком включает греческий алфавит, но некоторые сугубо греческие буквы (кси, пси, фита, ижица) стоят не на своём исходном месте, а вынесены в конец. Некоторые буквы кириллицы, отсутствующие в греческом алфавите, по очертаниям близки к глаголическим. Ц и Ш внешне схожи с некоторыми буквами ряда алфавитов того времени (арамейское письмо, эфиопское письмо, коптское письмо, еврейское письмо, брахми) и установить однозначно источник заимствования не представляется возможным. Принципы создания диграфов в кириллице (Ы из ЪІ, ОУ, йотированные буквы) в общем следуют за глаголическими.

Буквы кириллицы имеют собственные названия, по различным нарицательным славянским именам, которые с них начинаются, или прямо взятые из греческого (кси, пси); этимология ряда названий спорна. Так же, судя по древним абецедариям, назывались и буквы глаголицы.

Википедия. Кириллица
Tags: история, наследие прошлой цивилизации, письмо, разум, символы, чудеса
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments