roouh (roouh) wrote,
roouh
roouh

Categories:

Бабайка

Жихарка (мультфильм, 2006, студия Пилот, по мотивам уральских сказок):




Википедия:

Бабай (бабайка) — ночной дух, воображаемое существо, используемое родителями, чтобы запугать непослушных детей. Иногда Бабай не описывается вообще; в этом случае дети могут вообразить его в наиболее страшной форме.

Обычно Бабай используется, чтобы непослушные дети не вставали с кровати после того, как их уложили спать. В этом случае родители говорят, что Бабай прячется под кроватью, и что он заберёт ребёнка, если тот встанет.

    Ай, бай, бай, бай,
    Не ходи, старик Бабай,
    Коням сена не давай.
    Кони сено не едят,
    Всё на Мишеньку глядят.
    Миша спит по ночам
    И растёт по часам.
    Ай, бай, бай, бай,
    Не ходи ты к нам, Бабай.

    Колыбельная песня

У древних славян, когда приходит время ночного сна, бабай из огорода или из береговых зарослей приходит под окна и сторожит. Услышит капризы и детский плач — шумит, шуршит, скребётся, стучит в окно. Но нигде не встречается, чтобы бабай забрал и унёс ребёнка, он только пугает.

Бабаи — в древнеегипетской мифологии, сподвижник Сэтха, демон мрака.



Толковый словарь Ушакова:

бай-бай, а также бабай и баю-бай, неизм. гл. (детск.). То же, что баиньки. Иди бай-бай. Хочу бай-бай.


Толковый словарь Ефремовой:

бабай - предик. разг. О состоянии сна (в детской речи или в разговоре взрослых с детьми).

Толковый словарь Даля:

баить ребенка, байкать, баюкать, припевая укачивать, усыплять. Баянье ср. байка жен. действие по гл.: говорение, болтание.




Предположим, что:

БАБАЙКА > БАБА ЙКА > БАБА-ЯГА



В таком случае Баба-Яга, являлась бы персонификацией ночного кошмара, сна (в пределе - смерти), и была бы связана с пограничными состояниями.

"Заглянув" в свои детские воспоминания, я именно это и увидел - страшную старуху из мира сновидений.


Энциклопедия Мифы Народов Мира:

Баба-Яга (польск. jedza, чеш. jezinka, «лесная баба», ср. старосерб. jeza, «болезнь», «кошмар» и т. п.), в славянской мифологии лесная старуха-волшебница. Согласно сказкам восточных и западных славян, Б.-я. живёт в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы - из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова - человеческая нога, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. В печи Б.-я. старается изжарить похищенных детей. Она - антагонист героя сказки: прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень и т. п. Кроме образов Б.-я. воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У Б.-я. одна нога - костяная, она слепа (или у неё болят глаза), она - старуха с огромными грудями. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых. Вместе с тем такие атрибуты Б.-я., как лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с обрядовой интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде посвящения подростков (см. Инициация и мифы). Персонажи, сходные с Б.-я., известны в германской, греческой и других мифологиях.

"Баба-Яга живёт в лесу в "избушке на курьих ножках", пожирает людей"

"Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей" (А.С. Пушкин)

Здесь уместно вспомнить вампиров, спящих днём в гробах (избушках без окон и дверей?).


"В печи Баба-Яга старается изжарить похищенных детей."

В мультфильме "Жихарка", есть явный посыл к Бабе-Яге, когда Лиса пытается посадить Жихарку на лопату и изжарить в печи, при этом сама Лиса совмещена с образом Бабайки.



Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых.

Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».

В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом- кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну. И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.

Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.

"У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит..."
(А.С. Пушкин)

Кот- Баюн - персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдет спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны. Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить» (ср. также глаголы баюкать, убаюкивать в значении «усыплять»).В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одной из сказок о Василисе Прекрасной Кот Баюн проживал у Бабы-Яги.


Ой, ты, котенька-коток,
Котя, серенький хвосток.
Приходи к нам ночевать,
Степу в люлечке качать.
Уж как я тебе, коту.
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Еще каши горшок,
Сладких пряников мешок.

Колыбельная песня



Баю-баюшки-баю, не ложися на краю...

Я баюсь, я боюсь..

Tags: архетипы, мифология, мысли вслух, сны
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments