roouh (roouh) wrote,
roouh
roouh

Финикийская письменность. Троянский след?

Часть 1. Троянская война


Финикийская письменность стала одной из первых зафиксированных в истории систем слогового фонетического письма. От финикийцев греки получили знания о производстве стекла и переняли алфавит. По Геродоту, Кадм - легендарный основатель Фив в Беотии, сын финикийского царя Агенора, финикиянин по рождению, впервые ввел в Греции буквы и письмена.

Финикийский алфавит - древнейшая алфавитная система, существовавшая со 2-го тыс. до н.э. и легшая в основу почти всех известных алфавитов. Была распространена в Финикии, Сирии и Палестине. Финикийский алфавит обозначал только 22 согласных знака, причем уже были установлены алфавитный порядок и названия букв, сохранившиеся и в позднейших алфавитах.

Финикия - древняя страна, находившаяся на побережье Средиземного моря (на территории современных Ливана, Сирии и Израиля). Впервые это название встречается у Гомера и часто упоминается у греческих историков. Жители страны, финикийцы, создали мощную цивилизацию с развитыми ремёслами, морской торговлей и богатой культурой. По преданию, они пришли сюда от берегов Эритрейского моря (Красное море Индийского океана); некоторые древние финикийские авторы считали финикийцев исконными жителями Ф., а по свидетельству Геродота, они прибыли сюда с берегов Чёрного моря.

Уже в глубокой древности финикийцы занимались торговлей и навигацией, как купцы, мореплаватели и колонисты, они в течение многих веков не имели себе соперников. Финикийцы были хорошо знакомы с астрономией и арифметикой; им же приписывают изобретение письменности.


Первое на что хочется обратить внимание, это то, что время появления финикийского фонетического алфавита совпадает со временем нашествия "народов моря", которое историки увязывают с Троянской войной:


В XIII веке до н. э. Финикия испытала нашествие «народов моря». С одной стороны ряд городов были разрушены и пришли в упадок, однако «народы моря» ослабили Египет, что привело к независимости и возвышению Финикии, где главную роль стал играть Тир. Наивысший расцвет финикийской цивилизации приходится на 1200—800 г. д.н.э., когда внутренние области Палестины были заняты израильтянами, а Сирия — арамеями. Тогда же у финикийцев появляется письменность.

Народы моря - условное обозначение племён или народов, первоначально обитавших, возможно, на Балканском полуострове или в Малой Азии; упоминаются в египетских источниках 13 — 12 вв. до н.э. в качестве нападавших на границы Египта с моря (иногда в союзе с ливийцами), а позже — через Сирию, Финикию, Палестину. Им приписывалось уничтожение Хеттского царства и др. государств. Названия отдельных «Н. м.» сохранились лишь в записях египетским письмом из одних согласных, отождествлены из них лишь некоторые (ликийцы, Филистимляне, возможно, данайцы — ахейцы). Полагают, что Троянская война была частично связана с передвижениями «Н. м.». Тирсены (этруски), пеласги, тевкры и ряд других народов упоминаются совместно в составе «народов моря», мигрировавших в XII в. до н. э. из Малой Азии и напавших на Египет. По-видимому, данные народы представляли собой остатки автохтонного населения западного и юго-западного побережья Малой Азии, обитавшего в ней до завоевания её хеттами, греками и хурритами. Пеласги также упоминаются в ряде источников как догреческое население Греции…


События, которые происходили в это время:
  • Троянская война - около 1260 до н. э.;
  • Нашествие народов моря на Египет со стороны Балкан и Малой Азии, причём нашествием это трудно назвать - они просто ехали семьями со своим нехитрым скарбом - примерно в 1200 г до н.э.;
  • Вторжение Дорийцев (с севера) на территорию современной Греции, откуда пришли и кто их вытеснил с обжитых земель - много споров - около 1200 г до н.э.
Таким образом, народы, покинувшие Трою, или точнее Троаду, могли иметь самое прямое отношение к "народам моря".



Часть 2. Троя и славяне


О том, что Троя (Троянь) была либо славянским городом, либо имела самое непосредственное отношение к славянам, сообщается в "Слове о полку Игореве":

"О Боян, соловей старого времени! Как бы ты эти полки воспел, скача славою по мыслену древу, летая умом под облаками, свивая славы обе полы сего времени, рыща в след Трояни, через поля да горы?" ("О Бояне, соловію стараго времени! Абы ты сіа плъкы ущекоталъ, скача, славію, по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы?");

"Были века Трояни, минули годы Ярослава, были походы Олеговы, Олега Святославича" ("Были вѣчи Трояни, минула лѣта Ярославля, были плъци Олговы, Ольга Святьславличя");

"Встала обида в жилах Дажь-Божего внука, ступила девою на землю Трояню, всплеснула лебедиными крылами на синем море у Дона, плескаясь разбудила лихие времена" ("Въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука, вступила дѣвою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синѣмъ море у Дону, плещучи, убуди жирня времена");

"На седьмом веке Трояни бросил Всеслав жребий о девице себе милой" ("На седьмомъ вѣцѣ Трояни връже Всеславъ жребій о дѣвицю себѣ любу").


Информация из "Велескниги":

"А тамо Грьцi налэзша на не, яко бо усэдьлiца на нь. А бiя сэща велька а многая мэсящi. Сты краты пощiнасе Русе а сты краты розбiена бя. Од полуноще до полудене… Тако скътi вэдша Праоцове наша, а бя Оцем Орiем до крае Руська веденi, поневждi тамо пребытi. А утрпеня многая несоуща, ранi а хлудне. Се тако отыдша до сiу, а тако оуселiщася огнiщаны, на земэ Руштэi. То бо се оутворi за две теме до суть, а по тема двэ темi Врязi прiдоша, а земе беряi од Хъзаром до роуце сва, тем бо одерене работахомо"

перевод:

"И тогда Греция напала на неё [Русь], чтобы оседлать нас. И была сечь великая и многие месяцы. Стократно начиналась Русь, и стократно разбита была. От полуночи до полудня… Также как скот ведомый Праотцами нашими, и были Отцом Орием до края Русского ведены, и вынуждено там остались. И претерпенья большие понесли, раны и холод. Вот так дошли до неё, и так поселились огнищане, на земле Русской. Это произошло за две тьмы до настоящего, а после тех двух темей Варяги пришли, и землю прибирая от Хазар к своим рукам, за тем, чтобы [мы] в неволе работали".


Варяги - (позднегреч. Bárangoi, от древнесканд. vaeringjar — норманские воины, служившие у византийских императоров). В русских источниках В. впервые упоминаются в записанной в "Повести временных лет" легенде о "призвании варягов", с которой летописец начинал историю Русской земли. Эта легенда послужила исходным пунктом для создания в 18 в. антинаучной норманской теории происхождения Русского государства, отвергнутой ввиду её несостоятельности. На Руси в 9—11 вв. было немало варяжских воинов-дружинников, служивших у русских князей, и варяжских купцов, занимавшихся торговлей на пути "из варяг в греки". Киевские князья Владимир Святославич и Ярослав Мудрый неоднократно приглашали из Скандинавии наёмные отряды В. и использовали их в междоусобицах и войнах с соседними странами и народами. Варяжские воины и купцы в русском обществе, не сыграв в нём сколько-нибудь значительной роли, быстро ославянились. В 12—13 вв. в русских источниках слово "варяжский" означало также "католический"; в большинстве русских письменных памятников общий для всех скандинавов термин "В." со 2-й половины 12 в. вытесняется конкретными названием отдельных скандинавских народов — "свей" (шведы), "мурманы" (норвежцы) или общим для всех западных народов термином "немцы". По имени В. Балтийское море русскими называлось до 18 в. Варяжским.

Известно, что в 750 году н.э. - шведы в качестве вассалов Хазарского каганата устанавливают контроль над племенами славян, и соответственно за "две тьмы" (две тысячи лет) до этого - греки нападают на Русь (согласно тексту Велескниги). Это должно было происходить в 1250 год д.н.э. Именно в это время (1260 год д.н.э.) греки нападают на Трою. И хотя сама датировка спорна, большинство исследователей относят её к XIII—XII вв. до н. э. Кроме того американские ученые на основании ряда астрономических событий, описанных в "Одиссее" Гомера, пришли к выводу, что возвращение на Итаку состоялось 16 апреля 1178 года до нашей эры.


Римский писатель Юстин, обрабатывая «Всемирную историю» Помпея Трога 1 в. до. р.х. написал: «Ибо так же как народ этрусков, живущих на побережье Тосканского моря, пришел из Лидии, так и венеты, известные как обитатели Адриатического моря, были изгнаны из захваченной Атенором Трои». (о вятичах см. Через пень-колоду).



Другие факты:

Ломоносов М.В. "Древняя Российская История..."

Во-первых, о древности довольное и почти очевидное уверение имеем в величестве и могуществе славенского племени, которое больше полуторых тысяч лет стоят почти на одной мере; и для того помыслить невозможно, чтобы оное в первом после Христа столетии вдруг расплодилось до толь великого многолюдства, что естественному бытия человеческого течению и примерам возращения великих народов противно. Сему рассуждению согласуются многие свидетельства великих древних писателей, из которых первое предложим о древнем обитании славян вендов в Азии, единоплеменных с европейскими, от них происшедшими.

Плиний пишет, что "за рекою Виллиею страна Пафлагонская, Пилименскою от некоторых проименованная; сзади окружена Галатиею. Город милезийский Мастия, потом Кромна. На сем месте Корнелий Непот присовокупляет енетов и единоименных им венетов в Италии от них происшедшими быть утверждает".

Непоту после согласовался Птоломей, хотя прежде иного был мнения. Согласовался Курций, Солин. Катон то же разумеет, когда венетов, как свидетельствует Плиний, от троянской породы производит. Все сие великий и сановитый историк Ливий показывает и обстоятельно изъясняет. "Антенор, — пишет он, — пришел по многих странствованиях во внутренний конец Адриатического залива со множеством енетов, которые в возмущение из Пафлагонии выгнаны были и у Трои лишились короля своего Пилимена: для того места к поселению и предводителя искали. По изгнании евганеев, между морем и Алпийскими горами живших, енеты и трояне одержали оные земли. Отсюду имя селу — Троя; народ весь венетами назван".


Егор Классен. "Древнейшая история славян..."

Известно из истории, что Трояне назывались сперва Пеласгами, потом Фракийцами, после того Тевкрами, затем Дарданами и, наконец, Троянами, а остатки их после падения Трои Пергамлянами и Кемеянами; ибо Кемь и Пергам построил Эней после падения Трои и в них поселились Трояне, избежавшие гибели в Илионе. Эти факты заимствованы как у греческих и римских историков, так и из самой Илиады. Греки называют Троян, Македонцев и Фригиян Фракийцами, да и сами Трояне так же называют себя, а вместе с тем и подвластных себе Фригийцев и союзных Македонцев. Если бы мы даже и не знали, что Фракийцы происходят от Пеласгов, то и тогда на вопрос, кто же были фракийцы, мы отвечали бы по историческим фактам так: у Фракийцев, равно как и у Пеласгов, мы встречаем множество племенных названий чисто славянских, между которых, по Геродоту, есть Руссы и Руссины. Кроме того, Фракийцы носили чубы, как Малороссияне; могилы у них делались насыпью, как вообще у всех Славян; при погребении покойников соблюдались все славянские обряды и даже нанимались плакальщицы. На бой они выходили преимущественно пешие; вооружение у них было славянское. Это подтверждается всеми древними историками; следовательно, Фракийцы должны были быть Славяне. Но теперь, имея выводы Apendini о том, что Фракийцы и Македоняне говорили славянским языком, и подробнейшие выводы Г. Черткова о Пеласго-Фракийском племени, мы убеждаемся несомненно, что Фракийцы были славяне, следовательно, и Трояне также. Относительно славянства последних заметим еще в дополнение, что два сына Приамовы носили имена чисто славянские, а именно Троил и Дий. Первое имя сохранилось у нас на пушке, стоящей в Московском Кремле; другое известно из славянской мифологии.

Историю покорения Трои писал Дит, грек, и Дарий, а по другим Дарет, фригиец. Оба они были личными свидетелями этой битвы и оба утверждают, что Трояне не знали греческого языка во время пристания к Берегам их Язона. Этим ясно определяется, что Трояне не греческого племени. По сказанию тех же летописцев, Трояне называли Греков зверонравными; этим свидетельствуется, что просвещение Троян было выше такового же у Греков. Впрочем, это последнее мнение подтверждается еще и тем, что Троянам известны уже были живопись, механика, музыка, комедия и трагедия, когда Греки знали одну только грабительную войну, ее зверство и хитрости. Упомянутые историки пишут, что в Трое были отдельные улицы для каждого мастерства, как, например, бронная, котельная, таганная, кожевенная, рогожная, кошельная, усмарьная (что значит на малороссийском языке сапожная) и пр. То же самое мы встречаем в древних больших городах русских; возьмем для образца Москву; в ней мы находим улицы или бывшие отдельные слободки промышленников с подобными названиями: так, вы видите бронную, котельники, таганку, кожевники, рогожскую, кошели, сапожки, а также сыромятники, звонари и проч.

Диана была богинею охоты у Троян
, что подтверждает троянский жрец Колхас, советовавший грекам принесть ей жертву для получения победы. У современных Троянам Скифов и у позднейших их потомков - Славян богиня охоты была под тем же именем. Греки же называли ее Артемидою; Эней перенес славянское ее название в Италию. Но если Грек писал Илиаду, то отчего же он не назвал свою богиню греческим ее именем? Оттого, что во время падения Трои не было у Греков ни Дианы, ни Артемиды.


Бальзамирование трупов было известно и употреблялось, кроме Египтян, только у Скифов и Троян
.
Историки Фригии и Илиада повествуют, что у Троян был обычай рыданий по усопшим и за гробом шли обыкновенно плакальщицы с распущенными волосами, сопровождая покойника рыданием и причитаниями. Этот обряд существует у нас на Руси и по сие время.

Руссы во время осаждения Трои были союзниками Троян, ибо Антиф (Антип, Antyphos) привел Русь к Троянам; он начальствовал 30-ю кораблями, с народами из Nisyros, Karpathos, Kasos, и Ros, т.е. Нижанами-Руссами, Хорватами, Казями (Казарами) и Русью.

Дополним к этому, что италийский надгробный памятник Энея ясно говорит, что Трояне были Руссы.

Скандинавские предания, разобранные нами в 4-м выпуске, также утверждают связь славяно-русского севера с Троянами; кроме того, многие Франки доказывали, что они выселенцы из Трои (Франки = Фракийцы); в числе их франкский герцог Оттон и брат его Бруно впоследствии Папа, Григорий V, утверждали происхождение свое из Трои. А как Франки же построили и город Руссилион, то самое название города свидетельствует, что он построен был Руссью Илионскою.

Заметим здесь, что не одни мы признаем Троян за Славяно-руссов, еще в прошлом столетии Р. Ch. Levesque (род. 1736) доказывал, что Латины обязаны Славянам корнями своих слов и предки Латинов и Славян слишком рано, т.е. до происхождения от них Троян и Венетов, разделились.



Часть 3. Финикийская письменность


Из книги Александра Волкова "Загадки Финикии":

Немногие древние народы могут похвастаться таким количеством изобретений, изменивших судьбу человечества, как финикийцы: корабли и пурпур, прозрачное стекло и алфавит. Пусть не всегда они сами были их авторами, но именно они внедряли эти находки и усовершенствования в жизнь, а также популяризовали их.

Говорили они на языке, которого давно уже нет. Финикийский язык – это один из семитских языков, и его ближайшие родственники – древнееврейский (иврит) и моавитский, о котором мы знаем лишь по одной сохранившейся надписи. Обычно три этих языка, именуемых также «ханаанейскими», противопоставляют арамейскому. В то же время вместе с арамейским языком они составляют северо-западную ветвь семитской языковой семьи, в которую входят также восточная (аккадская) и южная, или арабо-эфиопская, ветвь.

Почти все ханаанейские языки мертвы. Единственное исключение – иврит, государственный язык Израиля. Мы можем судить о родственных ему языках лишь по сохранившимся текстам.

На финикийском языке говорили жители прибрежных районов Ливана, Палестины и Южной Сирии, а также часть населения Кипра. Он известен нам лишь по надписям, древнейшая из которых датируется примерно 1000 годом до нашей эры. Литература на финикийском языке, о существовании которой говорят и греческие, и римские авторы, полностью утрачена.

Создание алфавита – величайшее культурное достижение финикийцев. С их родины, с узкой береговой полоски на территории современного Ливана, алфавит начал триумфальное шествие по миру. Постепенно финикийский алфавит и родственные ему системы письма вытеснили практически все другие древние формы письменности, кроме китайской и производных от нее. Кириллица и латиница, арабское и еврейское письмо – все они восходят к финикийскому алфавиту. Со временем буквенный шрифт стал известен в Индии, Индонезии, Средней Азии и Монголии. Финикийцы создали «универсальную систему письма, совершенство которой доказано всей последующей историей человечества, ибо ему с тех пор не удалось придумать ничего лучше», – писал Г.М. Бауэр.

Для создания своей оригинальной системы финикийцы использовали в качестве букв, как считает большинство специалистов, видоизмененные египетские иероглифы. Самые древние надписи, напоминающие более позднее финикийское письмо, были найдены в Палестине и на Синайском полуострове, где египтяне и семиты довольно тесно контактировали.

Однако, как подчеркивал И.Ш. Шифман, «знаки синайской и собственно финикийской письменности, служившие для обозначения одних и тех же звуков, сильно отличались друг от друга. Это не дает возможности считать синайское письмо непосредственным предком финикийской графики, несмотря на всю соблазнительность такого рода предположений, широко распространенных в научной литературе».

Долгое время в Финикии сосуществовали разные системы письма: аккадская клинопись, псевдоиероглифика, линейное. Лишь к концу II тысячелетия до нашей эры более доступное линейное письмо победило. Финикийское линейное письмо насчитывало всего 22 согласные буквы... Другое неудобство связано с тем, что финикийцы со временем отказались от так называемых словоразделителей (в нашем языке их роль играет пробел, разделяющий слова). В древнейших надписях имелись вертикальные линии или точки, помечавшие, где кончается слово. Начиная с VIII века до нашей эры эти значки вышли из употребления. Теперь слова в надписях сливаются друг с другом.

Самые ранние финикийские надписи, известные нам, относятся лишь к ХI веку до нашей эры. Выполненные на наконечниках стрел, они указывали на имена владельцев. Были найдены в долине Бекаа и неподалеку от палестинского Вифлеема. Пять надписанных наконечников являются важнейшими памятниками письменности ХI века до нашей эры. Самый длинный образец раннеалфавитного письма – надпись на саркофаге царя Ахирама из Библа.

Когда финикийцы проникли в бассейн Эгейского моря, греки познакомились с их алфавитом и, поняв его преимущества, заимствовали. По-видимому, это произошло в IХ веке до нашей эры. Очевидно, первыми переняли новую систему письма греки, проживавшие на островах Эгейского моря по соседству с финикийцами. Они не забывали, кому обязаны этим шрифтом, и довольно долго называли его «финикийскими знаками». Со временем греки изменили и направление письма. Они стали писать слева направо, в отличие от принятого у финикийцев и евреев направления справа налево. Форма их написания стала стандартной самое позднее к IХ веку до нашей эры. Этот тип написания букв колонисты увозили с собой на запад. Поэтому классическая финикийская письменность почти не отличалась во всех областях Средиземноморья. Именно эту форму письменности восприняли греки, а также этруски.



Финикийский алфавит:
 


Трудно не заметить сходство финикийского алфавита с кириллицей: Ниже приведена сравнительная таблица алфавитов.
  1. Финикийский алфавит XXIII век до н.э.
  2. Финикийский алфавит с поворотом/отражением букв
  3. Этрусский алфавит VIII век до н.э.
  4. Византийский унициал IX-X веков н.э.
  5. Кириллица XI век н.э.


Совпадение с финикийским алфавитом (с учётом поворота/отражения букв):
  1. Этрусский алфавит. Сходны в написании 17 букв, из них подобны в произношении 17 букв.
  2. Византийский алфавит. Сходны в написании 18 букв, из них подобны в произношении 16 букв.
  3. Кириллица. Сходны в написании 22 букв (т.е. все!), из них подобны в произношении 18 букв.
При этом следует учесть, что фонетическое значение букв финикийского алфавита, достоверно не известно, а реконструировано лингвистами. Существует вероятность ошибки при такой реконструкции.

Если принять официальную версию создания славянской азбуки силами двух византийских просветителей, то тогда совершенно невозможно объяснить исчезновение в византийском алфавите, а затем необъяснимое, чудесное появление вновь, но уже в славянской азбуке финикийских букв Б, Ж, Ш, Ц, причём практически в неизменном виде и с той же фонетикой. Самый беглый анализ позволяет сделать вывод о бо́льшем родстве славянской азбуки с финикийским алфавитом, чем с византийским унициалом.


Часть 4. Славянские корни финикийцев или финикийские корни славян?


Татищев В.Н. "История Российская":

Ниже из Диодора Сицилийского и других древних будет вполне очевидно, что славяне сначала жили в Сирии и Финикии, гл. 33, 34, где по соседству еврейское, египетское или халдейское письмо иметь свободно могли. Перешедши оттуда, обитали при Черном море в Колхиде и Пафлагонии, а оттуда во время Троянской войны с именем генеты, галлы и мешины, по сказанию Гомера, в Европу перешли и берегом моря Средиземного до Италии овладели, Венецию построили и пр., как древние многие, особенно Стрыковский, Бельский и другие, рассказывают.


Шамбаров В.Е. Беседы о Руси древнейшей.
Беседа 10. «Загадки письменности»

До сих пор утверждалось, что большинство общеупотребительных алфавитов произошли от финикийского. Но правильно ли это? Для соседней с Финикией египетской культуры было характерно идеографически-ребусное письмо, иероглифы. Для семито-хамитских культур, к которым принадлежала и сама Финикия, была характерна клинопись. Алфавитное, буквенно-звуковое письмо не имело здесь «исторических корней». Мало того, оно противоречило традициям, сложившимся у народов данного региона. Теория о происхождении финикийского алфавита от синайского письма кажется искусственной: синайское письмо тоже было иероглифами, и ни малейшего сходства между знаками, в общем-то, не обнаруживается.

Однако, как уже говорилось, при раскопках Фив, где царствовал Кадм, действительно установлено финикийское присутствие. И действительно обнаружена финикийская письменность. Но это опять же клинопись!
Характерная и для ранних финикийских культур Сирии и Палестины! Здесь же найдены образцы другого письма — но опять не алфавита, а того же самого линейного, слогового, которое обнаружено и во всех других центрах ахейской цивилизации!

Наконец, в Европе мы находим огамическое письмо древних ирландцев и пиктов, которое не имеет уж совсем ничего общего ни с одним из известных алфавитов: знаки в нем различаются количеством черточек и их расположением относительно горизонтальной черты-строки. Но оно тоже буквенно-звуковое! Итак, для всего европейского региона, для всех индоарийских культур оказываются характерными буквенно-звуковые алфавиты. Практически у всех народов Европы самые древние памятники письменности связаны сразу с алфавитами! Отметим и то, что арийские народы Средней Азии и соприкасавшиеся с ними степные древнетюркские народы, имевшие письменность, тоже пользовались только алфавитами. Встает вопрос — а нет ли фактов, которые позволили бы предположить иное, не финикийское происхождение алфавитного письма? Оказывается, есть.

Например, греческий историк Диодор Сицилийский в I в.до н.э. писал: «Хотя вообще эти буквы называют финикийскими, потому что их привезли к эллинам из страны финикийцев, они могли бы носить название пеласгических, так как ими пользовались пеласги». Он же рассказывал об этрусках: «Они изобрели письмо, ревностно изучали науку о богах, овладели навыками в наблюдении за молнией». Может, изобрели, в может, принесли с какой-то своей пра-родины. В этом плане обращает на себя внимание и письменность элимов, живших на Сицилии, которых все древние авторы единодушно называют выходцами из Трои, а Павсаний именует фригийцами.

Но древнейшие находки письменности в материковой Италии принадлежат этрускам, которые тоже пришли откуда-то из Малой Азии, а по ряду версий даже являлись, как и элимы, выходцами из Трои. Не логично ли предположить, что и те, и другие принесли свои алфавиты оттуда? Ведь у фригийцев (кстати, по многим версиям родственных пеласгам, на которых ссылается Диодор Сицилийский) письменность тоже существовала, причем по надписям, обнаруженным на скалах и надгробиях, делается вывод, что и их алфавит был «на основе греческого» — и хотя эти надписи обычно датируют все тем же VIII в. до н.э., но опять-таки не строго, а лишь на основе субъективных умозаключений.

Между прочим, производя греческое письмо по эллинской мифологической традиции «от Кадма» ученые почему-то не обращают внимание на другой миф, тоже греческий, согласно которому изобретателем письма называется Паламед. Ему же приписывалось введение греческих мер веса, длины, времени, разработка календаря. Видимо, это объясняется тем, что Кадм в легендах — более древняя фигура, относимая к XV в. до н.э. А Паламед — участник... все той же Троянской войны. Датируемой XIII в. до н.э. Но как раз к этому времени относятся древнейшие из найденных образцы «финикийского» алфавита!

...Да и сами финикийцы не были чистыми семитамиони произошли от смешения семитов-хананеян с филистимлянами (пеласгами) и другими индоарийскими «народами моря», активно осваивавшими Средиземноморье во второй половине II тысячелетия до н.э. Похоже, именно от них финикийцы получили искусство кораблестроения и навигации, некоторые религиозные обряды. Не исключена и вероятность преемственности письменности.

И в связи с этом хочется перенестись на пару тысячелетий вперед и коснуться другой загадки письменности. Как и когда она пришла на территорию Руси? Коснувшись сложившихся исторических представлений, мы опять столкнемся с очень прочным, устоявшимся стереотипом, что славяне узнали письменность только вместе с обращением в христианство, а до этого ее, вроде, и не существовало. Однако строгими фактами эта версия опровергается — причем фактами далеко не единичными. Взять хотя бы многочисленные находки «славянских рун» — на ритуальном сосуде из села Войсковое на Днепре, на глиняном черепке из Рипнева, на Микоржинском камне, на камнях острова Валаам и др. Русские летописи упоминают о некой древнейшей письменности в виде «черт и резов» — и различные образцы этих «черт и резов» действительно обнаруживаются на некоторых археологических находках. О надписях, существовавших в языческих храмах прибалтийских славян, сообщают в своих трудах Дитмар Мерзебургский, Адам Бременский, Саксон Грамматик, Гельмгольд. А в воспоминаниях арабского путешественника Ибн-Фадлана язычники-русы подписывают на надгробии имя покойного и имя «своего царя». Некоторые знаки, явно представляющие собой письменность — скажем, найденные на Рязанщине, настолько древние, что не только не поддаются дешифровке, но и вообще не позволяют отнести их к культуре каких-то известных нам народов.

Отметим, что римский папа Иоанн VIII в одном из своих посланий прямо утверждал, что славянские письмена существовали до Св. Кирилла — он лишь усовершенствовал и упорядочил их. О том же, кстати, говорит и «Житие Св. Кирилла» — во время пребывания в Херсонесе он видел две книги, выполненные «русьскими письмены», изучил их и на их основе разработал свою кириллицу.


см. также
Происхождение слов, связанных с письменностью.
Tags: история, письмо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments