roouh (roouh) wrote,
roouh
roouh

Category:

Что есть счёт, и что обозначают названия цифр? (Часть III)

Начало см. Часть I, Часть II


ПЯТЬ и ШЕСТЬ
 

"К Ч. имеет отношение и другая (вторичная) классификация по пяти элементам. Из учения об элементах следуют две особенности. Одна из них состоит в канонизации числа пять, ставшего эталоном описания наиболее важных характеристик макро- и микрокосма (ср. кратность деления мира, число элементов, классов животных, органов чувств, внутренних органов, страстей, музыкальных нот, "основных" Ч. и т.п.; ср. пентады в буддизме и упанишадах 5 элементов, аспектов бытия, огней, ликов Шивы и т.п., в манихействе и в некоторых других традициях)".

Энциклопедия "Мифы народов мира". Числа.


Если 1 - это "вправо", 2 - "влево", 3 - "вниз", а 4 - "вверх", то было бы логично, если бы 5 и 6 имели значение "назад" и "вперёд". Невольно вспоминается, что зад - это "пятая точка опоры". Может ли слово пять обозначать "зад"? - Оказывается тому есть масса подтверждений:

Название числа 5 в разных языкахДругие слова в разных языках
исп. cinco, лат. quinque, др.-ирл. сoiс, фр. cinq, арм. hing, ит. cinqueисп. canco, cacha "ягодица"
бакск. bost, гот., алб. реsе, н.-луж. pes, кошуб. piãc, польск. piec, лтш. рiесi, в.-луж. рjеc, тур. beş, казах. бес, узб. besh, алт. беш, бежӱ, фин. viisi, вепск. viž, эстон. viisузб. past "низ", русс. позади, поза, исп. posaderas "зад", англ. past "минувшее", posterior "ягодица", тадж. пушт, пас "зад", лат. posterior "зад", ит. posteriore "зад", basso "низ", фр. fesse "ягодица", bas "низ", ирон. фаз "ягодица"
русс., укр., др.-русск. пять, блр. пяць, ст.-слав. пѧть, болг., макед., сербохорв. пет, словен., чеш. pet, полаб. pat, слвц. рät, мордов. vete, коми vitрусс. выпятить "выставить", уст. пятерь "навес, выступ", пята "опорная часть чего-либо, тупой конец", пятиться "двигаться задом", вспять, попятная, под "снизу", испод "нижняя часть", исподнее, подиум, бодог "посох", подошва, пуд, вепск. pada "горшок", швед. botten "дно", лтш. pat "ниже", блр., укр. спод "низ, дно", нем. boden "дно", греч. πάτος "днище", удмурт. пыдэс "дно", санскр. pada "ступня, опора", ит. pata "опора", piede "ступня", фр. pied "ступня", англ. pad "подушка, мягкая подкладка, мягкое седло", pat "шлёпать", pot "горшок", bottom "низ, зад, дно, ягодицы", butt, buttocks "зад, ягодицы", тур., караим. but "окорок", блр. дупа "зад" (but- = дуп-), блг. дупка "дыра", а также узб. tub "низ", казах. түп "низ, дно", кирг. түбү "низ", а также шахм. пат "безвыходная ситуация", т.е. "ж..а" по-русски.
иврит. חמישה [hâmêš]англ. ham "окорок, бедро, зад", hammer "молоток", нем. hammelkeule "бараний окорок", исп. jamón (хамон) "окорок"

тдж. панҷ, цыган. пандж, греч. πέντε [пенте], тохар. рän, лит. penki, фарси. рang, др.-инд., хинди раnса, санскр. pancan, авест. раnčа, галльск. реmрерусс. пендель, пень, пендюх "лентяй", панталоны, пантомима, понтон, пунда "грузило", норвеж. bunn "дно", ирон. бын "низ"
ирон. фондз, нем. fünf , идиш finef, англ. five, др.-англ. fif, д.-в.-н. fimf, др.-исл. fimt, норвеж. fem, уэльск. pump, бретон. pempангл. fundament "ягодица", лат. fundamentum "опора", исп., ит. fondo "низ, дно", фр. fond "дно"

Различие между ПЯТь, ПЕНТе, ПАНДж, ФОНДз и ПАНЧ - только в носовом произношении гласной (Я = ЕН, АН, ОН). Налицо общность происхождения большинства слов, исключение составляют отличающиеся слова из латинской группы (quinque), хотя др.-инд. раnса и лат. quinque вполне могут иметь родство, несмотря на фонетические сложности (p и q), которые, впрочем, могут быть объяснены схожестью символов. В названиях числа пять мы видим общность не только слов индоевропейских языков, но и уральских и алтайских, причём более явную, чем даже в названиях числа один.

Сравните также написание числа 5 и буквы Б, b (butt).



Названия числа 6 в разных языковых группах, в отличие от названий числа 5, не сохранили фонетической общности, зато смысловая общность затрагивает не только ностратические языки, но и семитские (егип., финик., иврит). Глубочайшая и потрясающая древность поистине лежит на поверхности:

Название числа 6 в разных языкахДругие слова в разных языках
лат. др.-англ. sex, фр., англ. six,гот. saihs, тохар. säk, skas, норвеж. seks, нем. sechs, др.-в.-н. sehs, идиш zeks, греч. έξi [екси], авест. xšvaš, ирон. æхсæзангл. sex "секс", серб. зец "кролик, заяц", хорв. zec "кролик", русс. заяц
санскрит. sas, иврит שש [шеш], тадж. шаш, фарси šeš, финик. š-š, егип. s-y-s-w, исп. seis, ит. sei, др.-ирл. se, лит., лтш. seši, хинди chaha, кимр. сhwесhрусс. шишка, кукиш (ср. англ. cock), шиш "остроконечный или стоящий торчком предмет" (ср. "шиш тебе", "ни шиша нет"), шишок "указательный палец", жаждать "хотеть", санскр. shаshа "заяц"
русс., др.-русск., ст.-слав. шесть, блр. шэсць, укр. шiсть, болг., сербохорв., макед. шест, словен., чеш., слвц. šеst, в.-луж., н.-луж. šesc, польск. sześć, полаб. sest,др.-исл. sett, др.-инд. sаt, sastisрусс. часть (тоже, что и член), русс. шест "длинная тонкая палка", шествовать "идти важно, с гордо поднятой головой", шустрый, шастать, жёсткий, жесть
тат, урум., шорск., карач.-балк. казах., кирг. алты, узб. olti, тур. altıузб. oldinda "впереди", алт. алдында "впереди", чуваш. малта "впереди", шорск. алында "впереди", кирг. алды "впереди", баш., тат., карач.-балк., казах. алда "впереди", а также сравните с русс. жарг. елда
марийск. куд, хантыйск. хут, венг. hat, мансийск. хот, саам. кудт, эрзянск. кото, удмурт. куать, коми-зыр. квайт, водск. kuusiрусс. уд, чудо, хитрость, тат. куян "заяц", томск., оренб., рязан. куень "заяц", лат. cuniculus "кролик", англ. cunning "хитрость"


"Шеша (Çesa), в индуистской мифологии тысячеголовый змей, который поддерживает землю и служит ложем для Вишну, когда тот спит в океане в интервалах между творениями мира. В конце каждой кальпы Ш. извергает ядовитый огонь, уничтожающий вселенную. Постоянный эпитет Ш. — Ананта («Бесконечный»), и под этим именем он является символом бесконечности. В ряде мифов Ш. рассматривается как иллюзия Вишну или как часть (анша) самого Вишну; в свою очередь, старший брат Кришны — Баларама, в котором частично воплотился Вишну, почитается инкарнацией Ш. После смерти Баларамы Ш. покинул его тело и ушёл под землю (Мбх. I 67, 152; XVI 4, 13 и др.). Ш. — царь змей, или нагов, живущих в подземном мире. Другие цари змей (Так-шака, Васуки) считаются его братьями либо идентифицируются с ним. В мифе о пахтанье океана (см. в статье Индуистская мифология) боги с помощью Ш. вырвали из земли гору Мандару, а затем использовали её как мутовку, обмотав вокруг неё Ш. (или Васуки) в качестве верёвки. Ш. изображается в пурпурном одеянии, с белым ожерельем вокруг шеи, в одной руке он держит мутовку, а в другой — плуг (атрибут Баларамы). По народным поверьям, землетрясения вызываются зевотой Ш.".

Энциклопедия "Мифы народов мира". Шеша.


Сравните уд, уж и удав, а также лтш. čūska "змей", миф. Çesa (змей Шеша) и санскрит. sas "шесть", иврит שש [шеш] "шесть", тадж. шаш "шесть", фарси šeš "шесть", финик. š-š "шесть", егип. s-y-s-w "шесть".


Число 6 на Руси, до введения современных чисел, записывали буквой ("Зело") с титлом. Большинство названий числа 6 начинаются именно с этой буквы, и есть определённая схожесть в написании буквы S и цифры 6, а само изображение буквы зело напоминает змея, также как напоминает свернувшегося змея древне-индийское изображение числа 6 ("Эволюция древнеиндийских цифр").

"Злобу всякую, злое и злых пиши зелом".

И.И.Срезневский. Словарь Древнерусского Языка 1893


"Змий, змей, змеи (быт.3:1 ) - животное пресмыкающееся, отличающееся своею хитростью (мат. 10:16), равно как паническим страхом, который оно наводит на человека и животных. Диавол называется змеем и древним змеем (отк. 12:9,14,15), вероятно, чтоб указать на его коварство и злобу, а также и на то обстоятельство, что, прельщая Еву вкусить запрещенный плод и нарушить долг повиновения богу, он принял на себя вид змея, в каковом виде и описывается в свящ. писании (быт. 3:1 и след.; 2кор. 11:3). Змей служит для свящ. писателей эмблемою злобы (мат. 23:33), свирепости (пс. 57:5, прит. 23:32) и коварства (быт. 49:17)".

Библейская энциклопедия архимандрита Никифора 1891 год.


"Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть".

Откровение Иоанна Богослова. Глава 13.

Ср. зло и зело.

666
- это SSS - три зело, т.е. трижды злое, треклятое, где троекратность - образ абсолютного зла.
 

В китайской натурфилософии считается, что существует 5 основных элементов, которым соответствует направления:

элементнаправление
деревовосток
огоньюг
земляцентр
металлзапад
водасевер


Если наложить это на результаты нашего исследования, то получиться, что направление "верх-низ" (небо-земля), принято за землю-центр (ось), при этом огонь - это число 1 (вправо), вода - это число 2 (влево), соответственно дерево и металл должны распределиться между числами 5 (назад) и 6 (вперёд). 

 

Начертание и значение
(ср. "Эволюция древнеиндийских цифр")
 
Древо Мировое
Дерево (пень)
Назад
Зад (часть тела)
Буквы "Б", "b"
Огненный Змей
Металл (жесть или ртуть)
Вперёд
Фаллос
Буква "S"



 
 
Tags: истоки речи, счёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments