roouh (roouh) wrote,
roouh
roouh

Categories:

Что есть счёт, и что обозначают названия цифр? (Часть II)

Начало см. http://roouh.livejournal.com/20233.html

ТРИ и ЧЕТЫРЕ

 
"Первым числом в целом ряде традиций (в том числе и в древнекитайской) считается 3; оно открывает числовой ряд и квалифицируется как совершенное число. 3 — не только образ абсолютного совершенства, превосходства (ср. роль числа 3 как суперлатива: трисвятый, треклятый и т. п.), но и основная константа мифопоэтического макрокосма и социальной организации (включая и нормы стандартного поведения). Ср. 3 сферы вселенной, 3 высшие ценности, божественные троицы (или трёхипостасные, трёхглавые божества типа славянского Триглава, древнеиндийского Тримурти; ср. также имена мифологических персонажей с внутренней формой «три»: Трита, Трайтаона, Тритон, Триптолем, Тритогенея и т. п.), три героя сказки, три члена социальной структуры и три социальные функции, троичный принцип композиции в произведениях искусства (ср. форму трилогии, триптиха или терцин, игру триадами, как, например, в «Грифе о числе три» Авсония или в «Триадах острова Британия», древневаллийском тексте, связанном с темой «Тристана и Изольды», вплоть до трилистников «Кипарисового ларца» у Инн. Анненского; ср. «триадоманию» Данте) и т. п".

"В отличие от динамической целостности, символизируемой числом 3, число 4 является образом статической целостности, идеально устойчивой структуры (правда, существует точка зрения, согласно которой троичность трактуется как незавершённость кватернарной структуры). Отсюда — использование числа 4 в мифах о сотворении вселенной и ориентации в ней: 4 стороны света, 4 главных направления, четвёрки богов или четырёх-ипостасные боги (ср., например, четырёх Перкунасов в литовском фольклоре или богов — стражей 4 сторон света), 4 времени года, века (ср. ведийские обозначения 4 эпох и одновременно термины игры в кости), 4 элемента (иногда они соотносятся с 4 мифологическими персонажами) и т. п. 4 компонента актуализируются в тех геометрических фигурах, которые имеют наибольшее мифопоэтическое значение — квадрат, мандала, крест. Из суммы этих двух основных числовых параметров возникает число 7. Из произведения 3 и 4 возникает число 12, которое также принадлежит к наиболее употребительным в мифопоэтических культурах числовым шаблонам (12 частей года, соответственно — знаков зодиака, 12-членные пантеоны и т. п.)".

Энциклопедия "Мифы народов мира". Числа.


русс. три, блр. тры, укр. три, др.-русск., ст.-слав. трие, три, болг. три, сербохорв. три, словен. tri, чеш. tri, слвц. tri, польск. trzy, в.-луж. trо, tri, полаб. tare, др.-инд. trayas, tri, trini, авест. ϑrāуō, лит. trys, лтш. tris, ирл. tri, алб. tre, tri, тохар. tre, хетт. tri, нем. drei, др.-в.-н. dri, идиш dray, англ. three, др.-англ. þrie, исп. tres, фр. trois, ит. tre, греч. τρία [триа], критск. τρέες, лесб. τρῆς, лат. tria, trēs, ирон. æртæ, норвеж. tre, санскрит. tri.

русс. четыре, блр. чатыры, укр. чотири, др.-русск., ст.-слав. четыре, болг. четире, сербохорв. четири, словен. četiri, чеш. čtyri, слвц. štyri, в.-луж. štyri, н.-луж. styri, полаб. ceter, лит. keturi, лтш. četri, др.-лтш. сеtri, др.-инд. catvāri, авест. čaϑwārō, ирл. cethir, гот. fidwor, тохар. śtwar, нем. vier, др.-в.-н. fior, идиш fir, англ. four, др.-англ. feower, норвеж. fire, исп. cuatro, фр. quatre, ит. quattro, греч. τέσσερα [тессера], дор. τέτορες [теторес], лат. quattuor, польск. cztery, ирон. цыппар, фарси. chahar, санскрит. catur.

Первое, что обращает на себя внимание - это то, что цифра 3 выглядит, как буква З, которая во всех славянских кирилических алфавитах называлась "земля" ().
А учитывая, что при анализе названий чисел 1 и 2, мы выявили древнейшие их значения: для 1 - это "огонь", а для 2 - "вода", в этом случае и 3 - "земля", как одна из четырёх стихий, выглядит вполне уместно. Сравните также названия числа три в разных языках и исп. tierra "земля", фр. terre "земля", ит. terra "земля", лат. terra "земля".


Четвёртой стихией, является "ветер", и с точки зрения более чем скромной официальной истории славян, совершенно необъяснима связь между славянским богом ветра и бурь - Стрибогом и названиями числа 4 (особенно - словен. četiri, чеш. čtyri, слвц. štyri, в.-луж. štyri, н.-луж. styri, полаб. ceter, лтш. četri, др.-лтш. сеtri, др.-инд. catvāri, ирл. cethir, тохар. śtwar, санскрит. catur, а также русс. сорок). Сравните русс. ветер и исп. cuatro "четыре", фр. quatre "четыре", ит. quattro "четыре", лат. quattuor "четыре", а также русс. веер (как и слово ветер, происходящее от веять) и нем. vier "четыре", др.-в.-н. fior "четыре", англ. four "четыре", норвеж. fire "четыре".

Стрибог в "Слове о полку Игореве":

"Се вѣтри, Стрибожи внуци, вѣютъ съ моря стрѣлами на храбрыя плъкы Игоревы".

Ср. Стрибог и стрелы, англ. shooter "стрелок", русс. шустрый.

Стрибог - не просто бог ветра, но и небесный бог, как и Сварог "небесный огонь" (ср. чередование звуков [в] и [т] в стри- и свар-; аналогично в англ. star "звезда" и др.-инд. svarga "небо", тохар. śtwar "четыре"; четыре и четверг, четвёртый, др.-инд. catvāri "четыре", авест. čaϑwārō "четыре", ирл. cethir "четыре").

Начертание же цифры ч совпадает с первой буквой в слове четыре - Ч.

Второе, что бросается в глаза - это то, что ТРи и чеТЫРе, имеют повторяющуюся фонетическую часть ТР, которая, если анализировать слова с этим корнем, имеет семантику связанную с упиранием, толканием, опорой, удержанием, настырностью. Вот, например, слова из русского языка:

сТРемя, сТРопы, ТРап, ТРон, ТРос, ТОРос, ТОРчать, ТОРс, шТЫРь, ТРомб, ТОРмоз, ТАРа, ТЮРьма, ТЕРем, ТУРа, монасТЫРь, пласТЫРь, ДЕРжать, уДЕРживать, насТЫРный, ТУР, ДУРак, ТАРан, ТОРить, ТРебовать, ТУРнир, ТРамбовать, ТАРащить, ТЕРебить, ТЕРеть, ТЕРзать, ТЕРпеть, ТИРан, ТОРкать, ТОРмошить, нашаТЫРь, ТОРопить, ТРевожить, ТРение, ТРогать, буДОРажить, ДЕРгать, ДРазнить, ДРязги, ДРыгать.

Тот же образ упирания объединяет и землю и ветер. Земля (ТЕРра) - это опора (ТВЕРдь), а веТЕР - толкает, напирает, кроме того ветер явно связан с быстротой, движением (как и слова - бысТРый, ТАРантас, ТРамвай, ТРолейбус, ТРанспорт, ТРакТОР, уДИРать, ДРапать, ТОРопиться, англ. sTARt, TRotTER "нога", тат. ТЫРаклау "прыгать на одной ноге", казах. ТЫРағайлау "убегать", ТЫРить "спешно идти", бег ТРусцой). И в этом нет противоречия, ведь движение невозможно без отталкивания, и чтобы перемещаться в пространстве нам нужна хоть какая-нибудь ТВЕРдь, на которую можно опереться, как например, ТРоТУАР, ТРопа, ДОРога, ТРакт, ТРасса, автосТРада.

Происхождение корня ТОР, вполне ясно понимается из слова ТОРКать "толкать", родственного слову ТОЛКать, где ТОРК, ТОЛК, и варианты - ТЮК, ТУК, ТЫРК, ТОРК, ДРЫГ, ТЫР - производное от звукоизобразительного ТЫК (прото и.-е. *tūk- "трогать, толкать, ударять").

ТРи и чеТЫРе - это две ноги (ср. "вверх ТОРмашками"). Одна нога - ТРи (ТЫРи), и ещё одна (чётная = ещёодная) нога - это ЧЁТЫРе (ещё ТЫРи = ЩЁТЫРи).

полТОРа - половина от ТРёх.


Начертание и значение

(ср. "Эволюция древнеиндийских цифр")
 
Земля-Опора-Низ
Нога
Твердь
Буква З "земля" ()
Ветер-Стрела-Верх (Небо)
Вторая нога
Движение
Буква Ч"чрьвъ" ()


Tags: истоки речи, счёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments