roouh (roouh) wrote,
roouh
roouh

Categories:

Наследие прошлой цивилизации

Некоторые артефакты прошлого, совершенно не соответствуют нашим представлениям о технологиях и уровне знаний человечества в исторические времена. О двух таких артефактах, я уже писал ранее, а сейчас взял в руки бритву Оккама решил эти материалы немного доработать, объединить и дополнить. О других, написано немало моими друзьями по ЖЖ, например, здесь, а я лишь хочу дополнить общую картину. Поэтому будем просто иметь в виду, что есть и другие свидетельства, не укладывающиеся в представления о развитии цивилизации по пути от простого и примитивного, к сложному и высокоуровневому.

Невероятное качество старых фотографий

Разбирал старые семейные фотографии.

Вот послереволюционное фото примерно 1920 года, Хакасия, возможно Таштып или Абаза (превью):


По клику, можно перейти на Яндекс.Диск, там полноразмерная фотография в 34 Мб.

Очень жаль, что не могу показать эту фотографию вживую, т.к. сканировал в максимально возможном (для сканера) разрешении 600 dpi, но всё равно вижу потери в чёткости. В реальности же, буквально, видно каждый волосок. Посмотрите, какая глубина резкости - все в фокусе. Нет ни одного смазанного лица, значит выдержка минимальная, хотя странное отсутствие людей на некоторых старых фотографиях городов, объясняют именно долгим временем выдержки старой фототехники.

Понятно, что для хорошей аналоговой фотографии, должно быть выполнено два условия, не считая "прямых рук" фотографа - это качественная плёнка, и линза идеальной чистоты и геометрии. Скажите мне, как можно сделать линзу идеальной геометрии с техническими возможностями того времени?!

Вот фотография, вообще, конца 19 века, делалась тоже в  Сибири (превью):


По клику - 31 Мб на Яндекс.Диске


Сохранность самой фотографии хуже, но тоже потрясающая глубина резкости - видно каждый камушек и струйку воды. Чтобы понимать, фотографии сделаны в глухой сибирской провинции.

А вот, для сравнения, фотография времён расцвета фотодела. Сделана она профессиональным фотографом в Кисловодске в 1967 году (превью):


По клику - 41 Мб на Яндекс.Диске

Фотография неплохого качества, но видно, что в фокусе только центр левой группы, правые крайние люди смазаны.

Сравните два одинаковых, по реальному размеру на фото, лица:

Слева - фрагмент фотографии 1920 г., справа - фрагмент левой (лучшей по чёткости) части фотографии 1967 г.
Исходные фотографии одинакового размера (примерно 10 х 15 см)


Прогресс движется назад.


Волновая система мер

Сажень - старорусская единица измерения длины. Первые летописные упоминания саженей относятся к 11 веку н.э. При этом Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, сообщает:

В Несторовой летописи мера эта упоминается под 1017 г. В Деяниях Апостольских словом "сажень" переведено греч. слово "оргия". Если перевод Свящ. Писания относить к IX в., то существование саженей следует отнести к более раннему времени, когда сажень действительно равнялась оргии.

Известно более 10 саженей различного размера, часть из которых, как считается, появилась на Руси, а часть заимствованы. Впоследствии русская система мер, неоднократно подвергалась реформам. В 1649 году «Соборным уложением» была утверждена "казённая" сажень, и стала основной, а при Петре І русские меры длины были упразднены уравнены с английскими.

В XX веке было несколько работ по систематизации типоразмеров русских саженей. В том числе:

  1. Рыбаков Б.А. Архитектурная математика древнерусских зодчих // Советская археология. № 1, 1957 г.

  2. Пилецкий А.А. Система размеров и их отношение в древнерусской архитектуре. Сборник. Естественнонаучные знания в Древней Руси. — М.: Наука, 1980.

  3. Черняев А.Ф. Золото Древней Руси. М., Белые Альвы, 1998.

Академик Б.А. Рыбаков обнаружил, что размеры нескольких саженей с очень высокой точностью (до 0,02%), можно получить путём умножения "базового множителя" (882 мм - половина "маховой" сажени) на корень квадратный из чисел от 3 до 8.

Из системы "Древнерусский Всемер" А.А. Пилецкого, следует, что 13 типоразмеров саженей гармонически связаны через последовательность Фиббоначи.

А.Ф. Черняев, развил идеи Пилецкого, предложив заменить числа Фиббоначи Золотой пропорцией.

Из найденных авторами взаимосвязей между размерами, и информации по обмерам церквей и соборов, можно предположить, что сажени использовались, не, сколько для измерения, сколько для гармоничного пропорционирования размеров сооружений. При этом, любая из указанных работ, выявляя взаимосвязь типоразмеров саженей в древнерусской системе мер, опровергает версию о случайном их заимствовании.

Несколько лет назад, я также сделал небольшое исследование и распределил размеры саженей "по росту", чтобы посмотреть, как они соотносятся друг с другом:

Таблица 1. Размеры русских саженей

1 Размеры саженей по исследованию Система русских саженей: мифы и загадки.

Оказалось, что соотношение всех "соседних" по длине саженей, мало отличается друг от друга, и находится в пределах близких к числу 1,059, и мне оно было знакомо. Именно во столько раз отличаются частоты двух соседних полутонов (например, частоты нот Ля и Ля♯ соотносятся как 1 : 12√̅2̅, где 12√̅2̅ = 1,059463...) в равномерно темперированном музыкальном строе (т.е. у любого современного музыкального инструмента). Но при чём здесь сажени?!

Почему наше восприятие некоторые вещи относит к гармоничным, пропорциональным, слаженным, а другие считает уродливыми, несочетающимися, несогласованными? - Вопрос не из лёгких, и он тревожит человеческие умы уже несколько тысячелетий. Но при том, что психофизические аспекты восприятия гармоничного, изучены слабо, с точки зрения математики, гармония измерена вдоль и поперёк, и вряд ли найдётся более изученный предмет, чем музыкальная гармония. Здесь всё достаточно просто: есть звуки, частоты которых можно измерить, соотнести их с длиной колеблющейся струны, проанализировать биения, возникающие в гармоничных и негармоничных созвучиях. Но как быть с соотношением размеров объекта, на который мы смотрим глазами?

Все наши органы чувств, работают по одному и тому же принципу - регистрации колебаний. Так, органы слуха, регистрируют передающиеся через воздух механические колебания, органы зрения - электромагнитные колебания (свет), рецепторы обоняния и вкусовые рецепторы, реагируют на молекулярные колебания. Почему бы не предположить, что механизм восприятия красоты, эстетической гармонии, имеет ту же природу, что и механизм восприятия музыкальной гармонии, тем более что есть такой феномен, как синестезия?

Когда мы смотрим на любой объект нашего материального мира, мы видим не сам объект, а отражённый от него свет - электромагнитные волны. И каждый элемент такого объекта (линейные размеры и их соотношение, площади поверхностей, цвет), откликается в нашем восприятии подобно музыкальной ноте, а весь объект воспринимается подобно одновременному звучанию нескольких нот. И если элементы пропорциональны и гармоничны, в нашем восприятии будет аккорд, а если не гармоничны - какофония. Архитектура - это, действительно, застывшая музыка!

Исходя из таких соображений, можно соотнести размеры саженей, с частотами нот. Для этого размеры саженей были приняты за длины электромагнитных волн, и вычислены соответствующие им частоты:

Таблица 2. Размер саженей, и, соответствующие их длине, частоты электромагнитных волн

Полученные частоты получились в диапазоне радиоволн. Для транспонирования в "звуковой диапазон", их необходимо многократно поделить на 2, т.к. частоты одинаковых нот в соседних октавах отличаются ровно в 2 раза.

Октава - музыкальный интервал, в котором соотношение частот между звуками составляет 1 к 2. Субъективно на слух октава воспринимается как устойчивый, базисный музыкальный интервал. Два последовательных звука, отстоящие на октаву, воспринимаются очень похожими друг на друга, хотя явно различаются по высоте. Например, частота ноты Ля первой октавы – 440 Гц, Ля малой октавы – 220 Гц, второй октавы – 880 Гц.

Таблица 3. Размеры саженей, и, соответствующие их длине, частоты

Отметим, что "четырёхаршинная" сажень, ровно в 2 раза больше "малой" (как и соответствующие им частоты), значит, их можно сопоставить с одной и той же "нотой", только в разных октавах.

Разница между "морской" и "трубной" саженями очень мала, всего чуть более 2 см в размерах, или около 4 Гц в соответствующих частотах. При таком отклонении (около 1%), можно считать, что это одна и та же сажень:

В настоящий момент в мире наиболее распространена международная морская сажень, значение которой, принятое в 1958 году, равняется ровно двум ярдам или шести футам, то есть 1,8288 м. Вплоть до стандартизации был широко распространён английский фатом, равный в точности 1⁄1000 морской мили (6,080 футов), то есть 1,853 184 метра [разница всего в 1 мм с "трубной, церковной"].

Таким образом, количество известных саженей, становится равным 12, как и число полутонов в октаве:

Таблица 4. Размеры саженей, и, соответствующие их длине, частоты

Теперь можно приступить к сравнению:

Таблица 5. Соответствие размеров саженей, частотам нот равномерно темперированного строя

Из сравнения видно, что для всех саженей, отклонение составляет не более 2,4%, что в натуральном выражении даёт отклонение в размерах между реальной саженью и "идеальной" (рассчитанной от частоты музыкальной ноты), не более 3,5 см, а в большинстве случаев - в пределах 1 см. И это крайне мало для того, чтобы считать найденное соответствие случайным, или соглашаться с надуманными рассуждениями о заимствовании саженей из разных иностранных источников.

Действительно, отдельные сажени находят соответствие в египетских мерах, персидских, греческих, римских, английских и т.д.:

стадий вавилонский = 194 м (100 саженей "без чети", с разницей около 2 м);
стадий аттический = 177,6 м (100 саженей "маховых", с разницей около 2 м);
стадий ассиро-халдейско-персидской системы = 230,4 м (точно 100 саженей "с четью").

«Чёрный» локоть <...> Исходная точка для расчётов размера локтя. Введён при Аббасиде аль-Мамуне (813—833) и равен 24 асба. Сохранился старый ниломер (861 г. н. э.) на острове ар-Рауда, по которому можно точно определить размер данного локтя. Согласно изысканиям французской экспедиции при Наполеоне, перепроверенным К. А. К. Кресвеллом в 1927 году, длина этого локтя составляет ровно 54,04 см.

Каким образом этот локоть попал в Новгород, и стал "ивановским" (54,7 см)?

Длина сторон основания пирамиды Хеопса: — 230,454 м; север — 230,253 м; запад — 230,357 м; восток — 230,394 м (т.е. всё те же 100 саженей "с четью").

В дореформенном аршине 16 века, ровно 27 английских дюймов (685,7 мм : 25,39954 мм = 26,99655), как и в "суконном" локте 17 века из Сурата (686 мм) и 19 века из Стамбула (685,79 мм).

И это - одна из величайших загадок русской (а то и мировой!) метрологии: как пришедший с востока (из Индии, а то и из Китая) аршин, оказался связан с западным (английским) дюймом, строгой пропорцией?

Но почему бы не предположить, что все мировые системы мер, наследуют принципы некой, более совершенной, но забытой, системы?

cр. русс. сажень (sazhen'), связь (svyaz') англ. size "размер", русс. осязать (osyazat'), англ. system "система, метод", лтш. saite "связывать", русс. соединять (sojedinyat'), сочинять (sochinyat') "составлять, соединять" - от праслав. чин (chin) "образ, форма, порядок", аршин (arshin), др.-инд. cinṓti, са́уаti "накладывает, располагает, собирает, составляет, строит", авест. čауеiti, činvaiti "выискивает, выбирает".

"Волновая" природа древнерусской саженевой системы, проявляется также в том, что производные единицы меры длины, получались путём деления сажени на 2, точно таким же образом, каким получают повышение тона на октаву, или гармонические обертоны из основного тона.

Первоначальное отношение основной единицы к производной выражалось, по-видимому, числом два — половинки, полполовинки и т. д.; в древней Руси такое деление на половины доводилось иногда до 1/256 и далее.

Кроме того, сажень делилась на 12 пядей, или на 3 аршина, точно так же, как октава делится на 12 полутонов, а ⅔ длины струны, даёт квинту.

Сейчас можно только гадать, кто и с какой целью изобрёл систему мер, остатки и принципы которой, можно наблюдать в древнерусской саженевой системе, и почему она оказалась связанной с равномерно темперированным музыкальным строем, который якобы появился только в 16 веке, но использование этой системы для гармоничного пропорционирования в архитектуре (даже сегодня), позволяет зодчему обращаться напрямую к чувствам людей, точно так же, как композитор благодаря музыкальной гармонии, обращается напрямую к чувствам слушателя своего произведения.

P.S. Из "Большой Советской Энциклопедии":

Формирование голоса происходит постепенно (иногда скачкообразно), по мере развития организма, его центральной нервной и эндокринной систем. Голос новорождённых и грудных детей одинаков у всех по высоте (Ля 1-й октавы) и тембру; различается только по силе.


Фонетика 21 века старославянской азбуки

Символизм

В русской азбуке 33 буквы, при этом известно, что символизм числа 3 связан с полнотой, динамической целостностью. 33 буквы, как образ "динамического целого", "абсолюта" (33 богатыря, 33 несчастья, и т.п.), усиливается, помимо всего прочего тем, что начинается с буквы "А" (азъ со значением "я"), и заканчивается буквой "Я" с тем же значением, подчёркивая тем самым её цикличность и бесконечность.




Новгородская берестяная грамота № 591 (1025 - 1050 г.) и её прорисовка

Новгородская азбука 11 века, заканчивается буквой Ѧ "юс малый".

Первоначальное фонетическое значение которого (и только в древнейших памятниках) - йотированный [jɛ̃], постепенно звуковое содержание малого юса изменилось, превратившись в [ja] после согласных и [ja] после гласных и в начале слова, то есть совпало со значением буквы «йотированное А». В русском языке на его месте обычно употребляется Я.

О количестве букв на грамоте №591. Там где фрагмент карты утрачен, пропущены буквы И, I, К, М, т.е. на грамоте 32 буквы. Хотя, все буквы не уместились бы на том месте, где выломан кусок бересты. Представляю воочию, как ученик пропустил пару букв, и выломал кусок бересты.

Другие азбуки в предполагаемом хронологическом порядке:


Новгородская берестяная грамота № 460 (1180 - 1200 г.).
34 буквы, заканчивается буквой Ѧ "юс малый"



Новгородская берестяная грамота № 778 (1200 - 1220 г.) и её прорисовка.
33 буквы, заканчивается буквой Ѧ "юс малый"



Новгородская берестяная грамота № 205 (1240 - 1260 г.) и её прорисовка.
36 букв, заканчивается буквой Ѧ "юс малый"



Прорисовка берестяной грамоты из Старой Руссы № Ст.Р. 24 (1380 - 1400 г.).
34 буквы, заканчивается буквой Ѧ "юс малый"


Азбука, вырезанная на обороте новгородской восковой дощечки (XIII - XIV в.).
36 букв, заканчивается буквой Ѧ "юс малый"


Во всех азбуках одна и та же картина: 32-36 букв, с тенденцией к увеличению количества букв с годами, очень близкий к современному буквенный состав, их последовательность, нет греческих букв, частое отсутствие ижицы и все азбуки начинаются с буквы А, и заканчивается буквой Ѧ ("юс малый", с фонетическим значением [ja]), т.е. прослеживается одна и та же идея смысловой и графической закольцованности азбуки.

Выходит наша современная азбука, благодаря недавним реформам, не сократилась, как часто говорят, а вернулась к первоначальному варианту, и с точки зрения символизма, и с точки зрения количества букв. А ушло то, чего и изначально не было.


Последовательность букв с учётом фонетики

Некоторые последовательности букв в алфавитах, неизменны на протяжении всей истории фонетического письма (например, A, B, G, D, E или L, M, N, или R, S, T). Почему люди, создавая новые алфавиты, старались придерживаться единожды созданных последовательностей? - Привычка, или в этом был какой-то, утраченный ныне, смысл?

Посмотрим внимательно на нашу азбуку. Можно заметить, что согласные распределены с учётом их фонетических особенностей:



Исключение составляют только буквы К и Р, но если их поменять местами, то сонорные создадут цельную группу, а все согласные будут чётко распределены по типам. Случайность? - Я не верю в такие случайности.

Почему не упорядочены буквы К и Р? - Возможно дело в том, что эти буквы очень схожи фонетически и графически. Вспомните заднеязычное, близкое к звонкому [h], произношение буквы R в германских языках. Или курсивное написание k, как неотличимое от R.

Обратите внимание, что все, приведённые выше, азбуки, также упорядочены фонетически. Очевидно, что фонетические особенности букв, были учтены в их последовательности, даже в самых ранних известных русских азбуках.


2016-04-12_13-14-49.png
2016-04-12_13-14-49.png
11 век vs. 20 век

Вы не найдёте нигде в мире, другого, также упорядоченного в фонетическом плане, алфавита! И это совершенно не вписывается в академический образ наших полудиких и малограмотных предков.

Классический латинский алфавит -  23 буквы и никакого порядка:


Упорядоченность в азбуке, не ограничивается только распределением по типам согласных. Запишем нашу азбуку в два ряда:


Многие буквы образовали вертикальные пары:

А-О - гласные;
Б-П - парные согласные;
Д-Т - парные согласные;
Є-Ѹ - гласные;
S-Ц - парные согласные, т.к. имеют произношение [дз] и [тс], соответственно;
Ї-Щ - парные согласные, вы можете в этом убедиться, если сравните артикуляцию в обоих случаях (Ї соответствует современной букве Й).

Получается, что 12 букв из 33 образовали пары, и это более одной трети.

Интерес представляет аналогичное сравнение совместно с латинским алфавитом:


1К, 2К - кириллица, 1Л, 2Л - латиница

Дополнительно совпали:

Латинская Q из второй части алфавита, совпала с русской Г из первой части, как парные согласные;
Совпали латинская R и русская Р;
Латинские C и S, совпали с русской С из второй части, как аналогичные согласные;
Латинские F и V, совпали с русской Ф из второй части, как аналогичная и парная согласная;
Совпали латинская G и русская Ж;
Латинские H и X, совпали с русской Х из второй части, как аналогичная и парная согласная.

Всего в двух алфавитах совпало, в той или иной степени, место расположения 46 букв из 56, и это значит, что логика расположения букв в частях алфавитов, является взаимно связанной. Мы можем наблюдать явный, хоть и частично утраченный, принцип одинакового расположения парных согласных и расположения гласных в первой и второй частях, хоть русской азбуки, хоть латинского алфавита.

Итак, в русской азбуке, мы можем чётко увидеть фонетическую упорядоченность согласных по типам - звонкие, сонорные, глухие, при этом последовательность звонких и глухих согласных связана. А есть ли какая-то логика последовательности внутри каждого типа, например звонких согласных?

Логично было бы оценить это с точки зрения артикуляции.

Учтём, что буква А изначально была согласным звуком, это видно, например, из сравнения родственных слов в санскрите и русском, когда русскому а, соответствует ha в санскрите. Или в финикийском письме, где первая буква алфавита, графически совпадающая с русской А - гортанная смычка [']. Этот звук можно услышать, когда мы с чем-то не соглашаемся и говорим не-а, и перед звуком а, мы смыкаем гортань - это и есть гортанная смычка. Буква В является развитием произношения буквы У, т.е. гласной, или сонорной вроде английской W, что особенно заметно в белорусском и украинском языках. Букву Й можно одновременно отнести и к звонким, и к сонорным.

В итоге получается следующая последовательность: А Б Г Д Ж З Й, которая, на первый взгляд, с точки зрения артикуляции, не имеет никакой логики:





Но это не так:



Эти удивительные фонетические закономерности в последовательности букв русской азбуки, как и саженевую систему мер, как и другие, технологически невозможные в рамках традиционных представлений, артефакты, я однозначно отношу к наследию прошлой цивилизации.

Наследию, понимание принципов которого, по каким-то причинам, было утрачено.
Tags: uncensored, архитектура, глубокая древность, история, наследие прошлой цивилизации, письмо, тартария, технологии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →