roouh (roouh) wrote,
roouh
roouh

Categories:

Илья Муромец, но не из Мурома

Илья́ Му́ромец (полное былинное имя — Илья Муромец сын Ивана, также встречаются варианты: Илья Моровлин, Муравленин, Муровец, Муромлян) — один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий общий народный идеал героя-воина.

Варианты его полного имени, не позволяют однозначно связать его ни с Муромом, ни с муромой, ни с моравами.

Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - три эпических богатыря, которые являются отражением трёх древнейших богатырей-великанов славянской мифологии и русских народных сказок - Горыни, Дубыни и Усыни.

Отмечаются характерные архаичные реликты в описаниях всех трёх богатырей; во всех этих персонажах просвечивают их некогда более тесные связи с хтонической стихией, и поэтому при глубокой реконструкции три былинных героя могут быть сопоставлены со сказочной триадой — Горыня, Дубыня и Усыня.

СВЯТОГОР - в восточнославянской мифологии древний богатырь. <...> Гибель Святогора при безуспешной попытке вытянуть из земли «суму перемётную» и смерть в каменном гробу как-то связаны с землёй: Святогор не может осилить землю, земля не может носить Святогора Земля и Святогор в некотором роде антагонисты; недаром Святогор похваляется: «Как бы я тяги нашёл, так я бы всю землю поднял». Вместе с тем Святогор связан с землёй, с её тёмными хтоническими силами: он лежит на земле или на горе (иногда - сам как гора) и, как правило, спит; он ложится в землю в каменный гроб. Обладатель хтонической силы, он не в состоянии ни совладать с ней <...> В отличие от других богатырей Святогор неподвижен, привязан к одному локусу (Святые горы). Святые горы, как и их обитатель и хозяин, противопоставлены в былинах Святой Руси. В одном из вариантов былины Святогор сообщает своему отцу, что был далеко на Святой Руси, но ничего не видел и не слышал, а только привёз оттуда богатыря (характерно, что отец Святогора - «тёмный», т. е. слепой, - признак существа иного мира). Совпадения названия места и мифологического персонажа (Святая гора: Святогор), неразличение деятеля и места глубоко архаично. Связь Святогора с горой может оказаться непервичной. К тому же эта гора должна пониматься не как самое высокое святое место, а как преграда на пути, место неосвоенное, дикое. В этом смысле Святогор находится в одном ряду с такими же бесполезными хтоническими богатырями русских сказок, как Горыня, Дубыня и Усыня: не случайно в одной из былин Святогор назван Горынычем, что соотносит его и с Горыней и со Змеем Горынычем. В реконструкции Святогор - хтоническое существо, возможно, открыто враждебное людям. В поздних версиях Святогор щадит Илью Муромца, передает ему свою силу (хотя и предлагает Илье третий раз вдохнуть его дух или лизнуть кровавую пену, что привело бы к гибели Ильи), сознает свою обреченность и проявляет своего рода покорность судьбе. В этом «улучшении» образа Святогор сыграл роль и внешний фактор - эпитет «святой». Но сам этот эпитет, как и все имя Святогор, является, видимо, результатом народно-этимологического «выпрямления» первоначального имени, близкому названиям типа Вострогор, Вострогот, принадлежащим мифологической птице, связанной с горами («Вострогор-от птица да всем птицам птица»; «Вострогот птица вострепещется, а Фаорот гора вся да восколеблется» и т. п.). Другие формы, типа русского «веретник» (существо птицезмеиной природы, вампир), делают возможным предположение о связи этих имён и имени Святогора с иранским божеством Веретрагной, одна из инкарнаций которого - сокол; ср. также птицу Рарога. В этом контексте не только имя Святогор, но и отдельные черты его (хвастовство, сверхсила, смерть, связанная с камнем или землёй, присутствие другого богатыря, не поддавшегося той же смерти) находят точные параллели в иранском мифе о каменном (камнеруком) богатыре Снавидке, погибшем от хвастовства (ср. «Яшт» XIX 43-44).

Упоминание Святогора как Горыныча, т.е. сына Горыни, наряду со Змеем-Горынычем, позволяет увидеть в этом отголоски древних близнечных мифов о противоборстве божественных близнецов. А его неподвижность в былинах, позволяет увидеть в этом змеиную природу богатыря (змея ползёт = лежит).

Для всей этой триады восстанавливается (на чисто лингвистич. основаниях, т. е. самым надежным образом) этот первоначальный хтонический характер, змеиная природа и связь с разными стихиями: Огнем (Горыня), Глубинами, бездной, водами (Усыня) — характерно, что эта связь с разными сферами, "этажами" мироздания сохраняется и в позднейшем переосмыслении богатырей как "природных" сил: Усыня по-прежнему связан с водами, Горыня — с горами, а Дубыни — с деревом, т. е. с промежуточной сферой и одновременно с тем центром мира, к-рый связывает все сферы.

Вспомним также неподвижность Ильи Муромца, который до 33 лет «не владел» руками и ногами [«Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище» - и это человек?], а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Также на змеиную природу Ильи Муромца может указывать змееборческая функция Добрыни Никитича:

Наиболее древний мотив, прикреплённый к имени Добрыни Никитича в былинах, — его роль как змееборца и свата.
<...>

По данным С. Н. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Добрыня Никитич является главным героем шести из них (№ 14-19 по составленному Азбелевым указателю):

14. Поединок Добрыни с Ильёй Муромцем
15. Добрыня и Змей
<...>



Что это, как ни намёк на мотив противоборства Змееборца со Змеем?

Учитывая всё это, а также родственные связи иранской и славянской мифологии, предположу, что полное имя Ильи Муромца не имеет никакого отношения ни к Мурому, ни к муроме, ни с моравам. А происходит, как и имя Мары-Марены от перс. مار (mâr) "змея".

русс. мура, как нечто запутанное.

Кстати, этимология названия рыбы - Мурены отсутствует.

Tags: r1a, архетипы, глубокая древность, змеёныши, имена, мифология, символы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments